Всякий раз под Новый год возникает желание пересмотреть классические мультфильмы из детства. Одним из таких могу назвать и диснеевскую «Красавицу и Чудовище» (хотя в раннем детстве она меня пугала несколькими моментами, и всю ее прелесть я оценила уже гораздо позже, примерно в младших классах школы.
В сравнении с лайф-римейком 2017 года (сейчас мне кажется, что я даже погорячилась с оценкой тогда, можно было поставить и ниже) И более новыми мультфильмами Диснея, что выходят сейчас. «Красавицу и Чудовище» и вовсе можно считать шедевром вне времени. Его было интересно смотреть в детстве и совершенно не скучно пересматривать сейчас. Он и в римейке-то особо не нуждался, ибо нет ощущения, что всё это устарело.
Вышел мультфильм в золотую эпоху "ренессанса Диснея" (конец 80-х-90-е) сразу после шикарной "Русалочки" - в 1991 году. И стал третьим по счету. Экранизации данной сказки планировались еще самим Уолтом Диснеем в 30-х годах (после «Белоснежки»), а позднее и в 1950-х, но ничего так и не сложилось (может, кстати, оно и к лучшему, скорее всего, какого-то яркого раскрытия характеров персонажей тогда бы не случилось).
Мультфильм основан на одноименной сказке Жанны Мари Лепренс Де Бомон (которая была указана только во французском дубляже), а также содержит идеи из одноименного французского фильма 1946 года режиссёра Жана Кокто.
Мурашки начинаются буквально сразу же (а музыку из начала мультфильма стоит услышать только один раз и запомнить навсегда):
Страна: США
Премьера в мире: 29 сентября 1991 г.
Длительность: 84 минуты
Режиссеры: Гари Труздейл, Кирк Уайз
🥀Сюжет:
В сказочной стране в своём замке живёт молодой принц. Однажды нищая старуха просит пустить её погреться и говорит, что в качестве благодарности может предложить только розу. Принц не впустил её, потому что относился к беднякам с презрением. Та предупреждает, что истинная красота скрыта внутри, но принц вновь прогоняет её. Тогда старуха принимает свой настоящий облик — могущественной волшебницы. Она решает проучить принца за грубость и неуважение и превращает его в жуткого монстра, а на замок и всех его обитателей накладывает заклятие. Снять его может лишь настоящая любовь, которую принц должен успеть познать до того, как упадёт последний лепесток розы. В противном случае он останется монстром навсегда.
Начало вообще подано очень интересно — в виде стеклянных витражей, на которых нам и показано, с чего начиналась история. Помню, что меня эти витражи жутко пугали в детстве (хотя у меня была книжка с точно такими же рисунками из мультфильма, всё должно было примелькаться и не вызывать таких бурных эмоций... Но нет, в движении и с музыкой (и гнусавым голосом вдобавок) они наводили на меня жути))) Так что я либо старалась их быстренько перемотать, либо смотреть всё это в компании с мамой)) Хотя и грех спорить, что во многом мультфильм действительно выглядит мрачно и жутковато даже. Но подобная "шоковая терапия" даже закаляет))
🥀Главные герои:
Та самая «Красавица» — Белль. «Не такая, как все», но это тут абсолютно не раздражает. Из обычной семьи, дочь местного изобретателя (которого тоже считают чудаковатым). Матери у девушки нет (впоследствии римейк весьма коряво попытается ответить на этот вопрос... Но как будто в этом и не было необходимости). Обожает читать книги, что для местного контингента считается «странностью». Прям совсем жертвой ее не назовешь — она пыталась сбежать из замка, она могла ответить на грубость Чудовища, и тут уж точно не было цели стать «спасительницей» и «сделать его лучше», что только с ней он изменится и всё это вот всё... Совершенно из других побуждений Белль попала в его замок и осталась там, совершенно не ради любви и совершенно не для того, чтобы «спасать» Чудовище.
Создание Белль было поручено аниматорам Джеймсу Бакстеру и Марку Хенну. В ранних набросках Белль выглядела «крайне идеальной», будучи чем-то средним между молодой Элизабет Тейлор и Анджелиной Джоли. Аниматоры хотели придать Белль чисто европейскую внешность: полненькие губы, тёмные брови и небольшие глаза, и сделать её немного "странной", добавив ей интерес к книгам. Прообразами для Белль послужили актрисы Джуди Гарленд и Джули Эндрюс, а живой моделью для героини стала актриса Шерри Стоунер.
Чудовище (Принц Адам). Самовлюбленный, эгоистичный молодой принц. Который как раз в силу своего непростого нрава и оказался в шкуре зверя. Хотя назвать его таковым внутри до конца все же нельзя. Да, это в край избалованный мальчик, который и не знал, как может быть по-другому... И мультяшная версия во многом получилась даже глубже и ярче, чем ее показал живой актер в римейке, хотя, казалось бы, инструменты кино могут дать гораздо больше... Но нет, мультфильм выигрывает в этом спустя даже больше 30-ти лет. И, возможно, теперь я даже соглашусь с тем, что в своем зверином облике он выглядит даже интереснее, чем в человечьем. И таким уж «тираном» по отношению именно к Белль он не выглядел. Все выглядит как весьма тонкая отсылка на отношения мужчины и женщины, в общем-то. В том, как научиться существовать вместе и находить подход к друг другу, даже если вы ОЧЕНЬ разные...
РоббиБенсон, озвучивавший Чудовище — старший брат актрисы ДжодиБенсон, голосом которой говорит Ариэль в мультфильме.
Гастон. Местный красавчик-нарцисс по которому все сходят с ума. Но я б его "качком-дурачком" назвала))) Очень примитивно (зато «скрепно») мыслит: он, семья, дети и жена, которая должна полностью во всем этом раствориться. Никаких своих интересов, как и ума, у его женщины просто не должно быть. А уж ему-то можно делать всё, чего душенька пожелает, ведь все его так уважают и обожают...
Изначально Гастон задумывался как персонаж с довольно мультяшной внешностью и глуповатым характером. Однако Дежа изобразил его как мускулистого мужчину с впалыми щеками и усами, но председатель совета директоров The Walt Disney Company Джеффри Катценберг решил, что злодей не должен быть чересчур привлекательным. По словам озвучившего Гастона актёра Ричарда Уайта, внешность этого персонажа была во многом списана с него. Также прообразом для злодея стал Бром Бонс из другого мультфильма Disney, «Приключения Икабода и Мистера Тоада» (1949).
Морис — отец Белль. Пожилой мужчина, местный изобретатель. Из-за всего этого в родном городке его тоже считают чудаком. Собственно, из-за Мориса Белль и оказывается в замке Чудовища.
Люмьер/Когсворт/Миссис Поттс и другие — прислуга Принца, которые были превращены в различные предметы и кухонную утварь. И к ним Принц относился, мягко говоря, неласково, однако они все равно всецело служат своему хозяину. Каждый персонаж ярок и харизматичен, практически все по-своему двигают сюжет.
К развитию отношений главных героев мультфильм будет подводить нас постепенно и более живо. Ведь в более старых мультфильмах это была «любовь с первого взгляда» без каких-либо «полутонов», здесь всё едва ли не впервые будет наоборот — от ненависти до любви друг к другу. Через трудности и испытания. Белль же тут просто смирилась с тем, что с ней произошло, а кто бы ей поверил и стал как-то спасать ее? И изначально уж точно никакого любовного интереса или попыток «спасения» хозяина замка у нее уж точно не было.
Даже в культовом моменте бала/свидания шаблон тоже сломан — героиня тут не в голубом или розовом платье. И это выглядит необычно.
И второй момент, который меня пугал в детстве, — это трансформация принца в человека. Не знаю почему даже. ))) Долго не решалась его смотреть и чуть что проматывала... А когда посмотрела уже более взрослой, то была даже восхищена! И не могла понять, чего же тогда так боялась. )))
Многие говорят о том, что в образе Чудовища Принц был как-то брутальнее и интереснее... Ну-у-у, возможно. Однако и принцев в более старых мультфильмах мы тоже видели совсем другими, и Адам из этого устоявшегося образа несколько выбивался. Как будто бы в дальнейшем из него и Тарзана можно было сделать. Может, даже был бы поинтереснее того, что получился в итоге...
Заключительный танец Белль и Принца Адама полностью срисован с танца Принцессы Авроры и Принца Филиппа из диснеевской "Спящей Красавицы" (1959)
Заканчивается мультфильм естественно хэппи-эндом...
...и таким же витражом как и в начале.
🥀Анимация ни капли не устаревшая даже сейчас. Прекрасна она еще и тем, что таких мультфильмов сейчас уже точно не будет... С такой качественной нарисованной от руки картинки (и что стало визитной карточкой студии на многие-многие годы, наверное, не повторится уже никогда).
🥀Музыка и песни не выглядят неуместными и лишними, даже если вы такое не любите. Каждая мелодия, каждый звук, каждая песня — всё на своем месте.
🥀Какие-то бреши в сюжете может и есть, но они не оставляют слишком много вопросов. Да и персонажи здесь прописаны даже лучше чем в киноримейке.
🥀Итог:
Конечно, возможно, во мне говорит ностальгия... Но это было лучшее время студии. Эта анимация, которая была стандартом качества и отличала «Дисней» от всех других. Чувствовалось, что в каждый проект вкладывали душу и не упускали даже самых мелких деталей, и, как показало время, эти мультфильмы до сих пор культовые (а вместе с ними и персонажи), их любят и пересматривают и по сию пору по всему миру. А уж сравнивать с качеством сиквелов и вовсе нет смысла. Безусловно, советую к просмотру! Поностальгировать, насладиться красивой картинкой и интересными героями, что может быть лучше?