Опубликовано 2 Сентябрь, 2019 - 22:40

  • Опыт использования:
    несколько раз

Так о чем же всё-таки фильм? О школе? О маленьком потерянном человеке? Или об алкоголизме?

В первый раз я увидела фильм "Географ глобус пропил", когда смотрела тематическую подборку фильмов... нет, не о школе, а об алкоголизме. Великий Гугл наряду с "Днями вина и роз", "Грязью" и "В хлам" выдал мне этот фильм. И поэтому в первый раз я смотрела фильм именно с этой точки зрения, рассматривая все поступки героя через призму его алкогольной зависимости.

Вернулась к фильму, когда прочитала книгу А. Иванова "Географ глобус пропил". Взялась я за эту книгу уже как школьный учитель, так как на тот момент у меня назрело желание уйти из школы и я, взвешивая все "за" и "против", перечитала и пересмотрела массу материалов о школе и учителях.

Книга, конечно, сильно отличается от фильма. Даже не по сюжетной линии (хотя и это тоже), а по самому настроению и первоначальному посылу. Но о книге я напишу отзыв чуть позже.

Сейчас хочется поделиться своими впечатлениями о фильме.

1. Тема маленького человека Homo Sovieticus

Роман "Географ глобус пропил" Алексеем Викторовичем Ивановым был написан в 1995 году. Главному герою (Виктору Служкину) по книге около 30 лет (в фильме он явно старше). Получается, что это человек, рожденный и воспитанный в советское время, который не может себя найти в новой реальности.

Перенесение действия романа из 1990-х гг в 2010-е гг. мне кажется не совсем верным режиссерским ходом. Поступки и мотивация героя становятся понятнее, если учесть, что его молодость приходится на такой переломный в истории России момент, когда многие люди были потеряны и дезориентированы.

Схема жизни типичного советского интеллигентного человека была проста: школа/институт/работа. Пусть невысокая, но стабильная зарплата. Раз в год - поездка в Сочи или санаторий. Очередь на холодильник и финский гарнитур. Большая библиотека дома. И задушевные разговоры за стопкой водки на кухне. Жизнь, не требующая особой активности и чувства ответственности за свою жизнь. Да, все (в основной своей массе) жили небогато, но была спокойная уверенность за свое будущее. Любимая советская присказка:

"Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем".

В начале 1990-х масса бывших советских инженеров, научных сотрудников и т.д. оказались не у дел: старый образ жизни рухнул в небытие, а новый требовал жизненной активности и принятия чувства ответственности за свою жизнь.

Вот один из этих типичных Homo Sovieticus - это и есть Виктор Служкин. Начитанный, образованный, добрый и даже совестливый, он не только обустроить свою жизнь не может, но даже и не хочет.

Он плывет по течению и живет, как сложится. В советское время он прожил бы обычную жизнь тихого научного работника, а вот в новое время приходится суетится и выкручиваться. Но он этого не может и не умеет. И не хочет этому учиться.

Конечно, не самым умным решением было для него искать работу в школе. Лучше бы нашел себе тихое место в библиотеке или музее 😊 Это я как бывший школьный учитель говорю.

2. Тема современной школы.

Соответствует ли школа, изображенная в фильме "Географ глобус пропил", реальности?

Все школы очень разные, на самом деле. Это как маленькие государства. Очень многое зависит от администрации, от микрорайона (контингент детей), от финансирования (а оно складывается из разных компонентов и в каждой школе разное), от педагогического коллектива, сложившихся традиций школы и многого-много другого. Я отучилась и проработала в нескольких школах - и все они были очень разные. Но ничего особо криминального в том, как изображена школа в фильме "Географ глобус пропил" , я не увидела. Дети как дети.

Бывают и посложнее классы, чем изображенный 10 "А". Бывают и побогаче школы, но и беднее я тоже видела.

Что меня (как педагога) испугало: это сплав по реке. В конце учебного года учитель географии Виктор Сергеевич, как и обещал, едет с детьми в поход по реке Каме (точнее по ее притоку), но при этом безбожно напивается и неоднократно подвергает детей смертельной опасности. Это уже не просто инфантилизм и чуткая, ранимая душа, а прямая уголовная ответственность.

Есть какие-то темы, которые меня цепляют: например, пьяное вождение. Это недопустимо! И оправданий тут не может быть никаких. Также и в случае с детьми. Какой бы ты не был неопытный педагог, но для тебя на первом месте должна стоять безопасность твоих учеников, всё остальное потом. Ты можешь пускать свою жизнь под откос, но рисковать жизнями чужих детей ты не имеешь права.

3. Алкоголизм.
Мне кажется, что говоря о фильме "Географ глобус пропил", мало кто всерьез обращает внимание на то, что у главного героя прогрессирующий алкоголизм и многие его поступки продиктованы больным извращенным алкомышлением и не надо их пытаться анализировать с точки зрения здорового человека. Какая глупость утверждать, что он пьет из-за того, что ему изменяет жена! Или потому, что нет любимой работы. Алкоголику нравится пить и поэтому он пьет. А причины всегда найдутся!

Одним из главных признаков алкомышления является эгоцентризм: главный герой в начале фильма, ухаживая за красивой учительницей немецкого языка, просто забывает забрать дочку из детского сада, хотя очень любит ее и совсем не хочет причинить ей боль. Он действительно просто забыл. Потому что действует из своего эго. Глядя на жену, он не думает, как ей тяжело жить на копейки, что ей нужно каждый день что-то готовить на ужин и как-то одевать дочь. "Само как-нибудь устроится!" - думает герой. И покупает себе бутылку пива, а не шоколадку дочери или цветочек жене.

Виктор Сергеевич Служкин стремительно спивается и по-хорошему его надо лечить, а не воспитывать. Сначала - трезвость ума, потом - всё остальное.

4. Актерская игра.

Читала много критики на актерскую игру в фильме "Географ глобус пропил" . А мне она понравилась. Я редко так говорю про российские фильмы, но по-моему актерский состав был очень убедителен, особенно исполнительницы женских ролей.

Елену Лядову, которая сыграла роль супруги главного героя, я помню еще по роли Грушеньки в "Братьях Карамазовых". Красивая яркой, но нестандартной красотой; сильная, резкая, характерная актриса.

Полная ей противоположность Евгения Крегжде - она играла роль Сашеньки акварельными красками. И мне этот контраст очень импонировал.

Также мне понравилась Агриппина Стеклова в роли завуча школы. Тот редкий случай, когда талантлив и отец-актер и дочь 😊 Агриппина сыграла жизненно и убедительно.

Обратила на себя внимание и игра Евгении Брик. Одинокая, красивая преподавательница, к тому же знающая иностранные языки, мечтает о богатом, перспективном муже. Ну или хотя бы об удачном любовнике. Разве можно ее осуждать?

5. Виды природы.

Изумительно красивая съемка природы (снимали фильм в Пермском крае) спасла бы фильм от провала в любом случае.

Высокие, стройные ели; березы со струйками свежего березового сока; отвесные скалы; крутые речные пороги...

Мне захотелось поехать туда: в Пермском крае я еще не бывала.

6. Какова мораль?

Зануда внутри меня во всём ищет мораль и смысл, хотя многие современные произведения искусства просто отображают реальность, не претендуя на ее объяснение и тем более морализирование. Но мне всё время хочется подвести черту: так что же в сухом остатке?

Каждый сам для себя найдет мораль в фильме "Географ глобус пропил".

У меня она лично такая: не надо быть такими, как Виктор Служкин. Перестаньте жалеть себя и начните уже наконец выдергивать себя из болота за волосы, как достопочтенный барон Мюнхгаузен.

Я, если честно, ждала (когда в первый раз смотрела фильм и не читала еще книгу) эволюции внутреннего мира героя: что он, под воздействием работы в школе, начнет меняться, начнет что-то осознавать. Но нет! Как был инфантильным ребенком, так им и остался.

Зато главная героиня - Маша - повзрослела.

7. Пермская Лолита.

Я как-то скромно обошла тему любви между учителем и ученицей, потому что эта тема мне малоинтересна. Наверно, накладывается профессиональное табу. Когда я, учась на 2-м курсе пединститута, пришла работать в школу, были, конечно, и заигрывания и намеки. Но если ставишь себя правильно и не поддерживаешь детскую игру, то ребятам вскоре становится скучно и, несмотря на возраст и неопытность, они начинают видеть в тебе только учителя, а не объект противоположного пола. Хорошо, что Виктор Служкин не воспользовался наивностью и неопытностью Маши. Плохо, что он допустил влюбленность в себя. Есть какие-то вопросы профессиональной этики, в которых я неисправимая зануда 😊

8. Рекомендую ли к просмотру?

Скорее да, чем нет.

Хотя фильм несколько затянут и небезупречен по эстетической части, всё же он сделан достаточно качественно и на определенные размышления наводит. А если сомневаетесь - то прочитайте лучше книгу! Она в разы лучше 😊

Достоинства
  • Дает повод задуматься
  • Ирония
  • Красивые пейзажи
  • Пробуждает к действиям
  • Хороший литературный материал
Недостатки
  • Книга лучше
  • Лучше бы оставили действие в 1990-х гг
  • Немного затянут
Иванова Леонарекомендует
Читать все отзывы 143
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрела очень давно, ну такое. Без Хабенского вообще было бы всё очень грустно?
Согласна, не очень веселый фильм.
03.09.2019
У нас в школе одна ученица окрутила учителя. Он какой-то был тюфяк за 40, а она оказалась слишком прошаренная для своего возраста. Мне кажется, они даже жили вместе, хотя в школу приходили разными дорогами.
nataliya34, да, чего только в жизни не бывает 😊
03.09.2019
А я жду Ваш отзыв на книгу!
YuliKlim, очень приятно, когда твой отзыв кто-то ждет 😊
Это надо сесть и подумать. Легко только отзывы на печенюшки пишутся.
Но теперь я обязательно напишу 😊
Другие отзывы
Читать все отзывы 143
Смотрите также