Привычка к готовым ответам — это почти так же плохо, как к привычка к готовой еде, которую только в микроволновку поставить из холодильника... Судя по всему, именно так рассуждал именитый режиссер Джоэл Шумахер, когда брался снимать относительно низкобюджетную картину, посвященную достаточно заезженной теме в американском кинематографе — Вьетнамской войне.
Впрочем, самого Вьетнама в фильме мы не увидим. Картина повествует о группе рекрутов, которые проходят базовую военную подготовку в «учебке» перед отправкой в горячую точку. На дворе 1971 год и ни для кого уже не секрет, что дядя Сэм с треском проигрывает Вьетконгу. Хотя на тот момент в США все еще действовала призывная система, а потому настроениям будущих солдат мало кто интересовался.
Хотя в киноленте Шумахера все-таки нашелся один смельчак, который твердо намерен не попасть во Вьетнам и не стать частью американской военной машины, которая, по его словам, воюет «с женщинами и детьми». Понятно, что подобная принципиальность будет дорого стоить упрямому юноше, ведь его будут пытаться прижать к ногтю не только вышестоящие офицеры, но и такие же солдаты, как и он сам.
Помимо прекрасной актерской игры тогда еще молодого Колина Фаррелла, фильм может похвастаться целой россыпью жизненных историй, герои которых по тем или иным причинам, точно так же как и протагонист, не торопятся отправиться на тот свет. Однако как относится к каждому из этих персонажей, равно и как и центральной фигуре картины — рядовому Боззу, зритель решает для себя сам.
Во всяком случае Шумахер постарался нам показать, что протагонист в его картине — это не сволочь, а человек, который по моральным соображениям не хочет брать на себя ответственность за жизни других людей, но если он в какой-то момент он пойдет на это, то и с ролью лидера рядовой Бозз прекрасно справляется. Но примером для подражания его все равно назвать нельзя.
Режиссер не настаивает на том, чтобы мы согласились с его оценками, напротив — он больше занят созданием достоверной картины американской военной базы образца семидесятых годов прошлого века и немало в этом преуспевает. Эффект присутствия Шумахером достигается полностью не только за счет достоверных костюмов и декораций, но и за счет использования характерной «выцветшей» пленки, которую пять десятилетий назад часто использовали для съемки документальных фильмов. Да и сама манера съемки с "подвижной" камерой очень напоминает далеко не художественное кино.
В общем, нам предлагают отправиться в прошлое, чтобы пережить целый ряд непростых моральных выборов и вспомнить о том, что в любой жизненной ситуации самое главное — это оставаться человеком. А это дорогого стоит, особенно когда речь идет о киноленте именитого западного режиссера.