Честно признаться, я не большой фанат Хамфри Богарта, однако меня всегда привлекали фильмы о том, как человек оказывается на войне. Конечно, современная пропаганда любого государства мира уверена в том, что каждый буквально мечтает там оказаться, однако твореческий класс середины прошлого века подходил к вопросам пропаганды куда тоньше. Будь то «Пимпернелл Смит», «Белое солнце пустыни», либо же обсуждаемый нами сегодня фильм, режиссеры прошлого неизменно пытались показать, что у каждого героя были свои причины совершить подвиг.
Понятное дело, что хваленный Богарт
очень любил сниматься со своей яркой супругой по имени Лорен Бэколл. А кинолента «Иметь и не иметь» еще и основывается на романе Эрнеста Хемингуэя, хотя те, кто хорошо помнят содержание книги утверждают, что с фильмом она имеет мало общего.
Так или иначе, перед нами все те темы, к которым Хемингуэй не раз возвращался в своем творчестве: любовь, экзотическая рыбалка, райские острова и борьба с фашистами. В этот раз мы получим пряный коктейль из всех ингредиентов сразу, поскольку лента повествует об острове Мартиника, который коллаборационисты французского режима Виши превратили в настоящую клетку, где людей регулярно допрашивают, а правительство издает всевозможные указы, ограничивающие свободы местных жителей.
Понятное дело, что от всего этого пытается остаться в стороне видавший виды американский рыбак, который встречает на острове оказавшуюся вдалеке от дома характерную девушку и будет пытаться помочь лишь ей одной. Попытки эти приводят протагониста на путь сотрудничества с местным сопротивлением, за бойцами которого фашистское правительство устроило настоящую охоту. И вскоре окажется, что принципиальный рыбак уже рискует не только своей драгоценной лодкой, но и собственной шеей в борьбе со страшным противником.
Что ни говори, а со своей ролью Богарт спрятался блестяще, ведь его работа более всего напомнила мне незабвенного товарища Сухова из всеми любимого упомянутого выше фильма. Перед нами человек, который не желает отказаться от своих моральных принципов вне зависимости от обстоятельств, но и который при этом не хочет, чтобы одно неверное действие втянуло его в жестокий круговорот событий.
Но главным украшением картины стала, конечно, Бэколл, которой досталась весьма увесистая роль, и которая здесь больше всего напоминает дикую кошку в деловом костюме. Складывается такое ощущение, что Богарт и Бэколл не обмениваются репликами в кадре, а фехтуют на шпагах, но при этом еще больше оттенков их взаимоотношений остается за рамками слов в подтексте. Без этих титанов мирового кинематографа фильма буквально бы не получилось.
Что касается актеров второго плана, то ничего хорошего о них сказать нельзя. Операторская работа сначала тоже кажется невыразительной, однако потом ты замечаешь, какой колоссальный объем работы был проделан съемочной группы с освещением, и вопросы как-то сами снимаются. Кстати, особо следует отметить подбор музыки в фильме, которая здесь играет важную роль по принципу «редко, да метко».