Творчество Уильяма Фолкнера близко мне по духу, стилю повествования и мировоззрению. Оно настолько своеобразное, что либо очень нравится, либо вызывает резкое отвращение. Вообще, не рекомендую читать Фолкнера тем, кто:
- Боится сложных психологических моментов в книгах;
- Не воспринимает текст с элементами "потока сознания";
- Хочет чего-то легкого, не напрягающего, развлекательного;
- В чтении стремится сбежать от реальности с ее нелицеприятными моментами;
- Ждет классического линейного сюжета с одним главным героем;
- С трудом запоминает имена героев.
Если вы не относитесь к этим людям, то книга вам может понравиться. Но начинать знакомство с автором лучше не с нее. Это самая тяжелая и гнетущая вещь из всего, что я пока прочитала у Фолкнера.
📚 СЮЖЕТ
Вначале было забавно находить совпадения с артхаусным триллером Алексея Балабанова «Груз 200» 2007 года, но чем дальше, тем очевиднее становилось: таких случайностей не бывает. Это плагиат заимствование. И ничего плохого нет в экранизации литературных произведений, но выдавать чужой сюжет за свой?
Алексей Балабанов позиционировал «Груз 200» как оригинальную работу, снятую на основании реальных событий
Мне нравятся работы Балабанова, но уважения к нему после этого поубавилось.
Итак, если вы смотрели фильм, — здесь то же самое, только в условиях американского юга 1920-х, начала 30-х годов, время "Сухого закона".
Криминальная история разворачивается вокруг нелегального производства алкоголя, убийства, суда над невиновным, изнасилования и похищения девушки-аристократки извращенцем. Концовка отличается. В остальном, все совпадает до мельчайших деталей. Естественно, с поправкой на время и место действия.
В романе есть намеки на связь взрослого мужчины с развратной юной падчерицей (за 20 лет до «Лолиты»). В общем, полный набор того, что должно шокировать, привлечь внимание общественности и обеспечить хорошие продажи. Как и Набоков позже, Фолкнер утверждал, что написал скандальное «Святилище» только ради заработка.
Но тут я согласна с комментатором: он лукавил. Книга серьезная, сильная, не уровня бульварного романа.
Роман полнее, чем фильм, в нем больше сюжетных линий и персонажей, глубже раскрывается их внутренний мир, меньше сцен жестокости и насилия. На самом деле, они даже целомудренно опущены — никакого смакования подробностей, в отличие от «Груза 200». Но эффект в чем-то даже более сильный, ведь вместо внешней стороны читатель получает мысли, чувства, переживания героев, недоступные кино. Иногда будто физически ощущаешь страдания героини.
Совершенно неожиданно в сюжет вплетается юмор, что очень характерно для Фолкнера.
📚 СТИЛЬ
Читается «Святилище» вначале сложновато из-за путаницы в персонажах. Автор не дает каких-то вступлений, не знакомит нас постепенно с каждым действующим лицом, сначала вообще не понятно, кто есть кто. Портрет каждого приходится собирать по крупинкам, и полностью он складывается только ближе к концу (как и в «Шум и ярость»), и процесс этот мне нравится. В этом есть своя прелесть, ведь именно так происходит в жизни.
Техники потока сознания здесь не так много, мысли героев и реальность разграничены, хотя бы в этом путаться не придется.
Атмосфера мрачная, гнетущая. Заброшенное поместье в лесу, населенное темными личностями; дешевый бордель; хижина полубезумной старухи, торгующей зельями; кабаки и бандитский мир. Параллельно с этим — обветшалый особняк последних потомков аристократического рода. Настоящая южная готика. Яркие образы, созданные несколькими штрихами, без многостраничных описаний природы и тому подобного.
📚 ИЗДАНИЕ
У меня электронная версия собрания сочинений Уильяма Фолкнера в 9 томах, 2-й том.
Уильям Фолкнер. Собрание сочинений, 9 тт. - М.: Терра, 1999-2001
Перевод Д. Вознякевича
О качестве перевода судить не могу, т.к. не видела оригинал. А вот опечатки имеются. В целом, вся эта серия грешит просто дикими опечатками, как будто кто-то набирал под диктовку и толком не вычитал текст перед публикацией.
Вдобавок, в моей версии «Святилище» обрывалось задолго до конца, и дальше шли заключительные комментарии. Я была удивлена настолько открытой концовкой, и даже не сразу сообразила, что это со сканом что-то не так. Дочитала в другом месте.
📚 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рекомендую книгу тем, кто хочет пощекотать нервы и погрузиться в атмосферу американского Юга с его особой эстетикой. Если бы это был фильм, то его жанр я бы определила как психологический триллер. Роман напряженный, тяжелый, но в нем есть и светлые моменты. Последние для меня связаны с Нарциссой: все время мы смотрим на нее глазами брата, и героиня кажется скучной, глупой и бесчувственной. Но в самом конце она неожиданно раскрывается совсем по-другому, и становится понятна ее позиция, ее дальновидность и мудрость.
Главный источник зла, конечно, маньяк. Но в чем-то еще более страшно тотальное безразличие людей друг к другу. Самыми жестокими здесь оказываются христианские активисты, а самыми сочувствующими, человечными — работница тюрьмы, хозяйка публичного дома, и служанка оттуда же. Отец девушки скрывает ее пропажу и не предпринимает поиски (видимо, чтобы не марать репутацию семьи). Ухажер бросает в опасности, сбегает и предпочитает обо всем забыть. А когда дело становится достоянием общественности, конечно, все негодуют, но мы слышим от добропорядочных мужчин: "Симпатичная", и "Я бы на его месте...".
Уильям Фолкнер не судит, не объясняет, кто прав, кто виноват, в романе нет никакой особой морали. Ужасы и несправедливость просто происходят, это жизнь. Ведь в реальности все всегда неоднозначно, и даже у самого кровожадного злодея может быть старушка-мать, о которой он трепетно заботится, и для которой он самый лучший.