С Сомерсетом Моэмом я познакомилась будучи студенткой благодаря курсу литературы стран изучаемого языка. Первой его книгой для меня стала "Узорвый покров" ("The painted veil").
Моэм как-то сразу покорил мое читательское сердце и попал в список любимых авторов. Каждая его книга была не похожа на предыдущую, открывала писателя с новой стороны. До сих пор он оставался для меня самым противоречивым, хотя и горячо любимым автором.
Я несказанно обрадовалась, когда ко мне в руки попала маленькая книга-эссе "Подводя итоги", где Моэм рассказал о себе все как на духу. Я узнала много. Прочувствовала еще больше.
Почти с каждой страницы я выписывала цитаты. Они сказали о многом... Первой неожиданностью было то, что светское общество не принимало молодого драматурга в свои круги, критиковало, даже осуждало его. И не сложно предположить почему:
У большинства людей есть не мысли, или, во всяком случае, не осознанные мысли, а скорее смутное ощущение (подобное мышечному чувству, недавно открытому физиологами), впитанное ими из общества, в котором они живут, и слегка видоизмененное их собственным опытом.
Истеричность окружающего мира мне претит, и нигде я не чувствую себя так одиноко, как в толпе, охваченной бурным весельем или столь же бурным горем.
Безусловно, сарказм и циничность с которой Моэм отзывался об окружающих, сыграла свою роль. Он считал жизнь, общество вокруг себя и даже себя самого далекими от идеала, о чем не стеснялся высказываться.
Вторым неожиданным моментом стало его отношение к самому себе и своему творчеству:
Для себя я — самая значительная личность на свете, хотя я и не забываю, что, не говоря уже о такой грандиозной концепции, как Абсолют, но даже просто с точки зрения здравого смысла, я ровно ничего не значу.
Свое творчество он считал неважным и был уверен при жизни, что его никогда не признают. Критики, по его словам, не спешили проникнуться его мыслями и только двое из них поняли всю суть.
Автор очень горько и местами агрессивно пишет о любви:
Любовь не всегда слепа, и, может быть, нет ничего мучительнее, как всем сердцем любить человека, сознавая, что он недостоин любви.
Как будто привязанность имеет что-то общее с любовью!
Хотя текст книги насыщен размышлениями на различные темы, интересен и, в каком-то смысле, незабываем, "послевкусие" остается горьким, грустным. Создается впечатление что столь великий человек был глубоко несчастен и смиренно принимал это при жизни.
Советую всем любителям творчества Моэма, биографий и просто всем желающим провести вечер за хорошей книгой.