В период вынужденной самоизоляции и запрета на вылеты за границу я решила поделиться впечатлениями о тех местах, которые мне удалось посетить в России. И начну я с Байкала.
Байкал - самое ГЛУБОКОЕ озеро в мире, одно из самых чистых, но отнюдь НЕ самое большое, по площади оно занимает лишь 7 место в мире.
Подъемник в Листвянке
У иностранцев это, наверное, самая известная и посещаемая природная достопримечательность в России. Если вы встретите туриста-иностранца в Сибири, то 90 процентов, что он забрался так далеко вглубь России именно из-за Байкала.
Камень Черского
Озеро расположено в Восточной Сибири, на территории Бурятии и Иркутской области. Помимо того, что Байкал сам по себе очень привлекателен для туристов, около него также расположены другие уникальные природные объекты.
Я несколько раз была на Байкале, но только один раз целью поездки было само озеро, а не объекты поблизости. В этом отзыве я хочу попытаться обобщить весь этот опыт и рассказать о своих впечатлениях.
АВТОПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗАПАДНОМУ БЕРЕГУ БАЙКАЛА
Самая "масштабная" моя поездка на Байкал состоялась в 2016 году. Ездили мы на машинах, 2 семьи были с детьми, в том числе с маленькими, поэтому маршрут выбирали исходя из этого обстоятельства. По этой причине, например, нам не подходило КБЖД, экскурсии по воде или не на своей машине.
В результате был выбран Ольхон (самый большой остров Байкала), Малое море и Листвянка на обратном пути. В Иркутск заскочили транзитом, поэтому особых впечатлений не осталось.
Мы живём в Сибири, в Красноярском крае, поэтому для нас Байкал не является чем то супер далёким, а наоборот - для нас это один из самых доступных вариантов для поездки на своем авто. В общей сложности по маршруту Дом-Ольхон-Малое море-Листвянка-Дом мы намотали около 2500 км.
До Иркутска ехали ночью - в 8 вечера выехали, в 5 уже были в Иркутске. Ночью нам ехать было удобнее, так как дети могли поспать в машине полноценный ночной сон. Днем с детьми ехать на такое дальнее расстояние было бы сложнее.
В Иркутске переночевали на парковке в машинах (так себе идея, скажу честно), закупили продукты, которые, к нашему удивлению, в Иркутске оказались дороже, чем в Красноярском крае, и около 12 часов дня выдвинулись в сторону Ольхона. Дорога что до Иркутска, что до Ольхона довольно хорошая, единственное, что огорчает, так это то, что везде она идёт только в 2 полосы, поэтому обгонять фуры, особенно днём, приходится постоянно. В западном направлении 4-х полосных дорог намного больше, и это очень удобно и гораздо безопаснее.
Дорога довольно однообразна и ничем особо не примечательна - до Иркутска лес и поля, ближе к Ольхону степи. Байкал с дороги видно только на самом Ольхоне, на всем остальном пути он остаётся далеко справа.
Около 4-х часов вечера мы оказались на паромной переправе на Ольхон. В ожидании парома мы провели 7 часов и ночевать нам пришлось в машинах на том берегу. Я оставлю подробный отзыв об Ольхоне, поэтому здесь на нем останавливаться не буду. Скажу только, что Ольхон однозначно стоит посетить, но к сожалению восторга, душевного подъема и т.д. я там не ощутила.
МАЛОЕ МОРЕ
На Ольхоне мы пробыли три дня, потом переехали на Малое море. Малое море - это пролив между Ольхоном и "берегом". Из-за небольшой глубины вода там неплохо прогревается. Хотя Малое море протянулось аж до поселка Онгурен, отдыхающие в основном останавливаются в бухтах между берегом и узкой частью острова в районе МРС. Я слышала много положительных отзывов об этом месте от своих земляков, а также мой муж отдыхал там с родителями в детстве.
С парома мы выехали ближе к вечеру, поэтому долго искать стоянку не было ни сил, ни желания. Если честно, мы думали, что будем ехать вдоль берега и высматривать себе место для стоянки. Но все оказалось совсем не так. Искать место очень тяжело, так как берег холмистый и застроен базами. Часто бывало, что мы долго ехали по какой-нибудь тропинке вверх и в итоге утыкались в шлагбаум.
Ночевали мы в палатках, поэтому место искали для стоянки дикарями. Но везде нам либо не нравился берег, либо людей на пляже было не протолкнуться, особенно по сравнению с Ольхоном.
В результате, после нескольких часов поиска мы остановились в бухте Куркут. Как по мне, особых красот здесь, да и на Малом море в принципе, нет. Пейзаж - степь да степь кругом и немножко ничем не примечательного леска. Я осталась в недоумении, чем всех так привлекает это место. Меня оно совсем не впечатлило.
Вода конечно потеплее, чем на Ольхоне, но назвать ее теплой или хотя бы комфортной для купания язык не поворачивается. Для меня Байкал - однозначно не место для пляжного отдыха.
Поразила и ещё одна местная достопримечательность - расставленные по берегу диваны, кресла и т.д. Руки бы вырвать той "творческой личности", которая приехала на отдых со своим хламом, да и решила оставить его здесь "украшать" побережье.
Малое море мне не понравилось от слова совсем, пожалела, что потратили на него время. Здесь мне не удалось почувствовать мощь Байкала или насладиться уединением с природой. Но здесь, в отличии от Ольхона, большое количество очень красивых баз отдыха недалеко от берега. И если на Ольхоне я бы рекомендовала жить в палатках, то здесь - на базах отдыха.
ЛИСТВЯНКА
После Малого моря, мы выдвинулись в сторону Листвянки - посмотреть нерп и закупиться рыбой.
Листвянка знаменита тем, находиться ближе всего от Иркутска и тем, что справа от нее находится исток Ангары, единственной реки, вытекающей из Байкала. Дорога туда довольно загруженная и не особо запоминающаяся.
На подъезде к Листвянке справа вы увидите тот самый исток Ангары, посредине реки камень, а на той стороне конечную станцию КБЖД - Порт-Байкал.
По легенде Ангара, дочь Байкала, сбежала от отца к Енисею, и разгневанный отец бросил в дочь камень, который до сих пор лежит посредине реки.
Название этого камня - Шаман-камень.
Но, честно говоря, если бы не связанная с этим легенда, я бы не обратила на этот камень внимания.
Сама Листвянка вытянута вдоль берега Байкала и представляет собой большой рынок с отелями и домиками для туристов. Отели - так себе, некоторые построены еще в советские времена. Центральная улица - одна, и вся заполнена туристами, магазинами, сувенирами и машинами. Пляж узкий, и на нём яблоку некуда упасть. Вода по температуре такая же как на Ольхоне. Вообще, Листвянка произвела впечатление большого человеческого муравейника - оочень много туристов и очень мало красот, как природных, так и рукотворных.
К сожалению, попасть в нерпинтарий нам в тот день не удалось. Как раз был понедельник, а этот день там выходной.
А вот рыбой закупиться мы успели, и, хочу сказать, что выбор в Листвянке очень большой, а цены ниже, чем на Ольхоне. Кроме того, мы очень хорошо пообедали в местной кафешке. Вообще еда на Байкале очень хороша - за неделю путешествие мы ни разу не ели плохо. Позы и сегудай из рыбы - вне конкуренции!
Погода в Листвянке в этот день подкачала - то и дело накрапывал дождь, и над горами висел туман. А у нас оставалось еще одна достопримечательность, которую мы хотели посетить в Листвянке - это камень Черского. Это обзорная площадка на горе, на которую можно добраться на подъёмнике местной горнолыжной базы. Несмотря на погоду мы все-таки решили рискнуть и подняться наверх. Путеводители обещали, что оттуда открывается отличный вид на Листвянку, акваторию Байкала, устье Ангары, а также КБЖД.
Поднявшись наверх мы поняли, что все-таки потратили деньги зря - ничего не было видно.
Посещение Листвянки я не рекомендую, так как единственное ее достоинство в том, что она расположена близко к Иркутску. Но это преимущество скорее для местных, для тех кто едет издалека всё-таки лучше потратить время и посетить другие места на Байкале.
ПОСЕЩЕНИЕ БАЙКАЛА В ДЕТСТВЕ
В школьные годы я два раза была на Байкале, один раз зимой в Слюдянке и поселке Утулик, второй раз - летом, тоже в Слюдянке, откуда мы уезжали в пеший горный поход по Тункинской долине.
Сама Слюдянка запомнилась несколькими вещами.
Первое - это Железнодорожный вокзал Слюдянки. Здание вокзала примечательно тем, что помимо выполнения основной своей функции, оно также является архитектурным памятником и туристическим обьектом. А все потому, что здание полностью построено из местного байкальского мрамора ещё до Революции. Мне в свое время посчастливилось на этом вокзале не только побывать, но даже переночевать на полу в помещении билетной кассы (нам просто не досталось билетов на поезд).
Второе место - это Минералогический музей С.В. Жигалова, в котором собрана большая коллекция камней. Интересно, что музей частный, а не государственный, но при этом вход не дорогой, а экспанаты и экскурсия интересные. Очень советую к посещению как взрослым, так и детям-школьникам.
Третье, чем знаменита Слюдянка - это тем, что здесь берет начала Кругобайкальская железная дорога - участок старой железной дороги с большим количеством тоннелей. К, сожалению, мне пока не удалось посетить этот объект, но он значится у меня пунктом номер 1 при следующей поездке на Байкал.
Но самым запоминающимися для меня, пока, стали те виды, которые открываются из окна поезда, когда проезжаешь участок в районе Слюдянки и вьезжаешь в многочисленные тоннели. Мне кажется, что это самый красивый участок Трансибирской магистрали! Говорят, что поездка на машине по этим местам - не менее красивая и захватывающая,но мне, к сожалению, на "своих колесах" побывать там ещё не довелось.
В Прибайкалье мне также посчастливилось побывать в Тункинской долине, богатой минеральными источниками и горными пейзажами. Я была там в ходе многодневного пешего похода, но самостоятельному туристу на машине под силу посетить курорты Аршан и Нилова пустынь и насладиться там девственной природой, водопадами и минеральной водой из местных источников.
Так как была я там очень давно, в 2003 году, то все фото были сделаны на обычную мыльницу и хранятся дома в альбомах. Поэтому фото здесь я прилагать не буду, при желании вы легко найдете все в интернете. Скажу лишь, что это место покорило меня ещё в детстве и долгие годы, до посещения Алтая в 2017 году, оставалось для меня самым красивым местом в мире.
Я считаю Байкал обязательным местом посещения для всех путешествующих по России, но рекомендую не выбирать слишком туристические места в том случае, если вы хотите насладиться природой, а не поставить очередную галочку на карте.
Байкал и его окрестности занимают очень большую территорию и вам придется намотать немалый километраж, чтобы посмотреть хотя бы его небольшую часть.