Я в акварели и вообще в рисовании новичок, потому мой отзыв вряд ли будет полезен профессионалам.
Расскажу об одном из любимых видов и форматов бумаги - склейке Fabriano, 25% хлопка, плотность 200 г/м2, среднезернистая структура, производство Италия. Такая бумага есть разных форматов, у меня 18х24 см.
Мне очень нравится фактура этой бумаги. Под тонким слоем краски она хорошо просматривается.
Акварель требует использования большого количества воды, потому самые важные характеристики акварельной бумаги - плотность и состав.
Хлопок в составе бумаги позволяет ей высыхать медленнее - это необходимо для пейзажей и ботанической живописи. Также с такой бумаги можно аккуратно смыть мокрой кистью слой краски, бумагу на 100% хлопковую вообще можно полоскать под струей воды. На хлопковой бумаге краски кажутся бледнее, чем на целлюлозе. Здесь 25 % хлопка - то есть эти характеристики проявляются здесь лишь отчасти.
Чем бумага тоньше (плотность меньше), тем сильнее бумага будет коробиться при смачивании. Минимально пригодная для акварели плотность - 180, оптимальная - 300. Здесь - 200. Чтобы избежать деформации бумаги, ее прикрепляют к плотному планшету или столу, или используют в склейке. Мой вариант бумаги Fabriano - склейка с 4 сторон. То есть это не просто блокнот, склеенный под корешком, а блок бумаги, залитый плотным клеем по всему периметру, кроме маленького уголка, чтобы можно было срезать ножиком готовую работу.
В теории такая бумага почти не должна коробиться. Но я люблю брать на кисть много воды, и даже если стараюсь ее отжимать, всё равно развожу на листе озера. Fabriano от такого сразу идет вертикальными волнами, в ложбинках собирается краска, и ее надо быстро разгонять или промакивать, это не очень удобно.
Вот так это выгядит, когда подсыхает (смотрите на нижний край кружки).
Если даже после таких волн сушить работу, не срезая со склейки, она распрямится самостоятельно, не надо прятать под книги или гладить утюгом (да, с работами на тонкой акварельной бумаге такое делают довольно часто). По сути, это "волнение" единственный недостаток бумаги, с ним можно бороться, готовая кружечка у меня выглядит вот так.
Не считаю недостатком сюрприз, характерный для частично хлопковой бумаги, но должна о нем предупредить: Фабриано сильно выедает синий пигмент, почти не трогая остальные.
Вот здесь, например, небо должно было быть ночным - краски голубая и ультрамарин, "Сонет". Нижний ярус делала смесью фиолетового и умбры жженой, потому получилось сделать эту часть темной.
Хочу продолжить эксперименты с этой бумагой в ботанической живописи, если удастся справиться с волнами. Первый эксперимент мне в целом нравится.
Для скетчей и для новичков всё же порекомендую другую бумагу, например, украинскую целлюлозу Muse, но в целом я бумагой Fabriano очень довольна.