Здравствуйте. Сегодня я хочу поделиться с вами своими впечатлениями от просмотра фильма "Ужас Истфилда. Первое изгнание".
Год производства - 2022 год.
Страна - Австралия.
Жанр - ужасы.
Слоган - «Узнай правду о случае в Истфилде, произошедшем до Амитивилля».
Время - 91 мин. / 01 час 31 минута.
Предыстория просмотра.
Большинство фильмов про экзорцизм максимально похожи друг на друга. Весь вопрос в том, что же снимает режиссёр: настоящий фильм ужасов или чёрную комедию (которые чаще всего просто ужасны и являются ничем иным, как трешем).
Посмотрев трейлер, я решила, что в данном случае зрителю всё же предлагают полноценный фильм ужасов, возможно, даже по настоящему страшный. Но привлекло меня не это.
Ещё при просмотре трейлера, мне показалось, что главное в этом фильме не демоны и монстры, ни священник с его ритуалом изгнания, и происходящие во время него ужасы, а сама главная героиня. Её переживания, видения и страдания.
И хотя я действительно ожидала фильм ужасов, учитывая, сколько уже этих фильмов про экзорцизм я пересмотрела, за этот фильм я взялась именно из-за его потенциально сильной психологической составляющей.
Сюжет.
На кинопоиске есть следующее описание сюжета:
Над семьей Рона Левонда нависло проклятие. Его жену Лару мучают кошмары, которые способны проникать в реальную жизнь семейства. Глава религиозной общины Истфилда считает, что женщиной овладел могущественный демон, и им следует провести обряд экзорцизма. Для решающей битвы с дьяволом она призывает на помощь пастве лучшего экзорциста в стране.
У меня есть пару вопросов к этому описанию.
Во-первых, какого чёрта, это лучший экзорцист в стране? Это человек, который не работает по правилам Ватикана, не соблюдает их, творит всё, что хочет, и, насколько я поняла, вообще был официально отлучён Ватиканом от церкви.
Во-вторых, каким образом кошмары Лары проникали в реальную жизнь семьи? Прочитав это предложение, до просмотра фильма я представляла себе, что они оживают, выходят за рамки её сознания, и становятся действительно опасны для её мужа и окружающих.
Но ничего подобного нет. Лара полностью самостоятельно живёт в своих кошмарах, а её мужу лишь приходится иногда успокаивать её, или останавливать, когда её видения заходят слишком далеко.
Персонажи.
Персонажей в фильме много, учитывая, что зрителю фактически покажут чуть ли не всю религиозную паству городка.
Но вполне можно выделить основных действующих лиц фильма, включая и главных героев.
- Джорджия Эйерс - Lara Levonde
Лара - главная героиня фильма. Это молодая девушка, которая пережила в прошлом огромную трагедию, подробности которой зрители узнают лишь в конце фильма.
Её мучают кошмары и видения. Она слышит странные звуки, видит обгоревших людей и даже демонов.
Лечение в клинике не помогло. И теперь её муж, не доверяющий больше врачам, хочет провести обряд экзорцизма над девушкой.
- Дэниэл Юинг - Ron Levonde
Рон - муж Лары. Складывается впечатление, что дело здесь не только в том, что он не доверяет врачам и медицине.
Судя по всему, Рон всегда принадлежал к религиозной общине города, так как её глава разговаривает с ним так, будто знает его с детства, а теперь он просто заблудший и отбившийся от стада ягнёнок.
Он ослеплён своей верой и устал от болезни жены. Его идея провести над ней обряд становится навязчивой идеей, которую уже не могут преодолеть никакие разумные доводы против.
- Тим Пакок - Daniel James King
Дениэл - экзорцист, которого пригласили для проведения обряда над Ларой.
Он больше напоминает шоумена, который устраивает дикое и безумное шоу для людей, полностью поглощённых его влиянием.
Дениэл выглядит гораздо безумнее Лары. И дело тут уже не в вере, а в полноценном сумасшествии. Его глаза дикие, горящие, выражение лица фанатичное. Складывается ощущение, будто он чуть ли не считает себя посланником Бога на земле.
А самое страшное - он действительно верит в то, что творит. Безумно, яростно, безпрекословно верит.
Глава религиозной общины Истфилда.
Я так поняла, что Барбаре изначально не очень нравилась Лара, так как она была не из их общины, и вроде бы даже женитьба на ней, увела из этой общины и самого Рона.
- Джон Вуд - Detective Chambers
Детектив Чамберс сам верующий, но как он лично говорит в фильме: быть верующим и быть фанатиком - это разные вещи.
Вот только сделать полиция с общиной ничего не может. Тут пересекаются интересы истово верующих и остальной части граждан. И есть некое состояние паритета: одни не лезут к другим и всё спокойно.
- Элиза де Суза - Dr. Marisa Walsh
Мариса - психиатр. И судя по всему, весьма не плохой. Она старается помочь Ларе и искренне за неё переживает.
Жанр.
И вот тут необходимо сказать несколько слов о жанре данного фильма.
Кто придумал назвать это фильмом ужасов? Ведь по факту данный фильм представляет собой настоящую социальную драму.
Я не атеистка, и никогда не осуждала людей, которые верят. Но как правильно было сказано в фильме: быть верующим и быть фанатиком - это разные вещи.
В фильме "Ужас Истфилда. Первое изгнание" нам показывают не демонов, ползание по стенам, жуткие вращения конечностей. Нам показывают фанатиков, которые настолько повернулись на своей вере, что уже не видят ничего, кроме неё.
Для лечения рака не нужна химиотерапия, а нужен лишь бог. А что после отказа от лечения и обращения к богу человек всё же умер, так это потому что врачи уже успели его "залечить" и было слишком поздно спасать.
Рон не рассматривает медикаментозное лечение для Лары, более того, он запрещает ей пить прописанные лекарства. Его единственная идея и цель - обряд экзорцизма. Он непоколебимо верит в том, что это спасёт и освободит его жену.
Всю паству показывают, как фанатиков, безумцев. Среди них встретиться лишь одна единственная разумная женщина, но и её они задавят и задушат своей верой.
Поэтому данный фильм вовсе не про мистические и сверхъестественные кошмары. Он совершенно про других монстров.
Так что и жанр, на мой взгляд, у этого фильма должен быть совершенно другой.
Визуальная составляющая.
Выше я уже объяснила, почему данный фильм сложно отнести к жанру ужасов.
Скорее всего, именно по этой же причине, и каких-то действительно страшных, пугающих визуальных эффектов в фильме практически нет.
Лишь в самом начале зрителю покажут несколько мистических моментов.
Да, будет жуткий демон и обгоревший мужчина. Но они не выглядят страшными или пугающими. Есть чёткое понимание, что это происходит лишь в голове главной героини.
Вообще сама визуальная составляющая очень слабая. Даже те небольшие "ужасы", которые есть в фильме, выглядят скорее карикатурно, чем пугающе.
Но тут это и не главное. Всё внимание привлекает к себе не визуал, а сюжет и игра актёров.
Игра актёров.
Не смотря на то, что фильм кажется максимально дешёвым, актёры выложились просто на полную.
Я уже и не вспомню, когда я видела настолько хорошую актёрскую игру.
Нет ни малейшего шанса вспомнить, что это не настоящие люди, а лишь персонажи, которых исполняют люди с совсем другими характерами и судьбами в реальной жизни.
В жестах, мимике, движениях любого персонажа, даже самого второстепенного, чувствуется вся атмосфера фильма.
Безумный блеск в глазах экзорциста, невероятная боль и мука на лице Лары, сомнения, одолевающие Рона, и решимость, которая, наконец, их сменяем, замершая в ужасе, а затем благоговении паства.
Думаю, это далеко не тот фильм, который сможет заслужить хоть какие-то награды, но актёрам в нём, я бы без сомнения присвоила награды за лучшее исполнение своей роли, если такая есть.
Общее впечатление о фильме.
То, что это не ужасы, понимаешь достаточно быстро. А вот понимание, что перед тобой социальная драма, приходит далеко не сразу.
В фильме "Ужас Истфилда. Первое изгнание" невероятно много боли. Она будто пропитывает тебя изнутри, ломает, выворачивает наизнанку, снова собирает по кусочкам и раз за разом повторяет этот процесс.
Это боль Лары, и даже Рона. Ты чувствуешь её словно через экран.
Опасения и страхи, грусть и отчаяние Марисы.
Смирение полицейского.
Фильм пропитан тоской, отчаянием, болью. И не смотря на то, что боль это в основном душевная, я как зритель, ощущала её почти физически.
Но это не минус фильма, как можно подумать. Это его самый большой плюс. События и эмоции, показанные в фильме проникают глубоко в зрителя.
Они не заставляют оказаться в головах безумцев, как иногда бывает в фильмах ужасов. Не пытаются заставить зрителя стать частью происходящего.
Нам лишь показывают две стороны медали. В целом даже предложения определить, на чьей стороне зритель, в фильме нет.
На мой взгляд, для любого здравомыслящего человека не будет вопроса, кто здесь прав, а кто нет. Ведь фильм подталкивает именно к такому решению.
Итог.
Да, я ожидала средненький фильм ужасов, за которым можно скоротать вечер. И главной моей мыслью было, чтобы фильм не оказался настолько плох, что я пожалею о потраченных 1,5 часах.
А в итоге я получила острейшую и психологически мощнейшую социальную драму, которая оставила по истине неизгладимые впечатления.
До сих пор, даже пока я пишу этот отзыв, внутри меня дрожит отголосок боли Лары, и хочется протянуть к ней руки, защитить и отогнать всю эту свору помешавшихся на своей вере "спасителей".