Об этом фильме часто слышала, что его считают чернухой жуткой, которая взрывает мозг и выворачивает наизнанку душу. А по названию и не скажешь, если не в курсе что вообще означает словосочетание "Груз 200".
Груз 100, 200, 300 и пр. - часть военной терминологии. Например, "груз 100" означают припасы и вооружение, "груз 200" - мертвого человека, "груз 300" - человека, получившего контузию.
Ага, теперь понятно - фильм "Груз 200" о покойнике, убитом солдате? И тут ошибется зритель, но только частично. После первого просмотра я полностью была со всеми тезисами согласна о чернухе, но после, дайте-ка подумать, пятого или шестого пересмотра открываются пару новых граней "Груза 200", о которых я хотела бы рассказать. Даже если об этом уже писали, что ж поделать, напишу еще раз.
Грань первая: Музыкальная
Большинству героев соответствует набор песен с определенным настроением, которые вместе с этим раскрывают характеры персонажей по-новому. Если прислушаться к песне в машине с пьяным Валерой и наивной Анжеликой, то можно услышать кавер на песню "Поворот" группы "Машина времени" от коллектива "ДТ":
Вот новый поворот, и мотор ревёт Что он нам несёт - пропасть или взлет, омут или брод И не разберёшь, пока не повернёшь.
Слова те же, но из-за агрессивной панковской музыки звучат не как задумчивая баллада о будущем, а как издевательская угроза от маньяка. И, действительно, реальный маньяк вскоре появляется в кадре. Песня отражает как исступление пьяного Валеры, так и страх Анжелики, которая только начала осознавать, что в опасности.
Можно подумать, что Валера просто равнодушный глупец, которого и волнует только лишь водка, деньги и, реже, девушки, но характер этого молодого человека раскрывается лучше, благодаря прозвучавшей в конце фильма песне "Время есть, а денег нет" от группы "Кино". До этого мы уже успели узнать, что парень не бездельник и далеко не глуп, он умеет зарабатывать деньги очень хорошо, потому что всю жизнь ему приходилось самому заботиться о себе. И во время зарабатывания денег он, несмотря на юный возраст, многого навидался, заметно очерствел к чужим чувствам, даже к той же Анжелике или своей брошенной невесте. Но тут он уткнулся в свой потолок, который хорошо отобразили строки выше упомянутой песни:
Время есть, а денег нет И в гости некуда пойти
И куда-то все подевались вдруг Я попал в какой-то не такой круг Я хочу пить, я хочу есть Я хочу просто где-нибудь сесть
У парня нет дома, нет семьи, нет денег, он сам по себе, но чувствует опустошение от того, что не может реализоваться в той действительности, в которой живет. Действительности умирающего СССР, главного, на мой личный взгляд, груза 200, мертвеца то есть, в этом фильме. У Валеры нет свободы, а пока ее нет, ему не нужны ни друзья сами по себе, ни девушки и отношения.
Другое дело главный маньяк фильма, капитан милиции Журов. В фильме он выглядит как псих и моральный урод без принципов. Этому нет четких объяснений, история персонажа неизвестна, но есть намеки на то, что именно работа в милиции сделала его таким. Ему ежедневно нужно было сталкиваться с отбросами общества в течение многих лет, вроде того хозяина квартиры алкоголиков, которого идеально сыграл Александр Баширов. И что-то надломилось в Журове во время этой работы: с заключенными он стал жесток, но это не спасало. В чем же тайна капитана милиции, ставшего маньяком? Мне показалась неслучайным выбор песен, которые сопровождали появление Журова в кадре. Например, "Плот":
Ну и пусть Будет нелёгким мой путь Тянут ко дну боль и грусть Прежних ошибок груз
Но мой плот Свитый из песен и слов Всем моим бедам назло Вовсе не так уж плох
Впервые эта песня звучит, когда капитан везет похищенную девушку к себе домой. Один из авторов песни Юрий Лоза, помню, говорил, что не понимает почему это именно его произведение сюда вставили, он думает, это абсолютно неудачно. Но вот какую песню вставили как саундтрек к приезду реального "груза 200", тела погибшего в Афганистане солдата и жениха похищенной Журовым девушки:
Снова белый пух возле тополей кружится, Как мне нелегко без любви твоей служится, Тополь распустил ветви над рекой сильные, Где же ты теперь, думаешь о ком, милая?
Автомат в руке, грусть свою в себе носим мы, День идет за днем пестрой чередой осени, А когда-нибудь «дембель» в январе сбудется, И по зимним мы медленно пройдем улицам.
За извлечением из самолета гроба внимательно следил Журов, так что эту песню я опять-таки связываю с ним и его восприятием ситуации. Да, все дело в восприятии. Песня звучит издевательски для зрителя, но не для Журова. Он действительно переживает за парня, но грусть его светлая, ведь парень был единственным соперником капитана в отношении сердца Анжелики. По крайней мере, Журов так думал. Но вот Анжелика не оценила, когда он привез ее любимого и положил рядом в кровать окоченевший труп. Журов понимает, что ей нужен живой мужчина, который бы лежал с ней, но себя к таким явно не относит - за весь фильм он лично никак не участвовал в насилии над пленницей. Зато заставил это делать алкаша под песню "Вологда" группы "Песняры":
Письма, письма лично на почту ношу. Словно, я роман с продолженьем пишу. Знаю, знаю точно, где мой адресат, В доме, где резной палисад.
Где же моя темноглазая где? В Вологде-где-где-где, В Вологде-где, В доме, где резной палисад. (Где же моя темноглазая где? В Вологде-где-где-где, В Вологде где.) В доме, где резной палисад.
Выглядит как издевательство, но не в глазах Журова. Он-то не унизить хотел несчастную тем, что заставил спать с пьющим зэком - просто на других его власть не распространяется. Будь у него в тюрьме выбор зэков, а среди них Ален Делон в свои лучшие года, он бы привел Анжелике именно его, но там только опухшие выпивохи. Допускаю, что привыкший к такому континенту Журов даже не понимает, а что не так - обычного ведь мужика ей привел.
Печально это признавать, но я полностью поняла капитана Журова и его мотивы. Он сломленный реалиями жизни одинокий романтик, неуверенный в себе и замкнутый, но однажды получивший власть (служба в милиции), которая его испортила. Чем человека наполнять, тем он в итоге и станет: читай Журов книги хорошие и классические о любви, смотри он интересные и хорошие фильмы про отношения людей, он бы стал поэтом, писателем; заставляй его бить людей, помести в среду жестокую и страшную, где сплошь убийства и насилие, то Журов станет главным героем "Груза 200".
Свою роль в воспитании сына сыграла и его мать-алкоголичка, она тоже живет в своем выдуманном романтическом мире и даже не поняла, что сын человека похитил, а второго убил в их же квартире. С ней связанно много песен, но все они беззаботно веселые, как, например, "Hafanana" от Afric Simone.
Неожиданно песню связанную с Журовым "Плот" связывают с еще одной героиней фильма Антониной. В начале фильма она вместе со своим мужем продавали самогон под "крышей" Журова, но потом по вине капитана мужа Антонины арестовали, осудили и расстреляли. Интересно, что как и для Журова, эта песня символизирует для женщины последнюю надежду, и заключается она в отмщении виновнику смерти ее мужа.
Завершим разбор песен единственным и главным саундтреком профессора атеизма Артёма - "В краю магнолий" от коллектива "Ариэль". Как я читала, для многих этот персонаж вообще остался незамеченным, да и не понятным. Конечно, тут рядом столько драмы, а этот все ходит-бродит, да и ни на что особо не влияет. Слова песни "В краю магнолий" натолкнули меня на мысль, что лейтмотивом профессора атеизма и стало спасение:
Не зная горя, горя, горя В краю магнолий плещет море Сидят мальчишки на заборе И на меня наводят грусть
Он спасся от смерти когда у него сломалась машина, спасся от смерти в доме самогонщика, спасся после встречи с маньяком, спасся от столкновения с грузовиком, спасся во время езды в стельку пьяном состоянии. Только в конце фильма он перестает принимать всю удачу как данность, перестает жаловаться на жизнь, осознавая, что он тот еще счастливчик. Символом того, насколько жизнь для профессора становится цена, является обращение в религию.
Грань вторая: Поиск города Солнца внутри мертвеца
Ранее я писала о том, что считаю главным мертвецом фильма СССР, так что тут именно о этом речь. Каждый герой фильма предпринимал отчаянные попытки найти свой рай на земле, или как его назвал один из героев картины, город Солнца. Валера искал дом, Анжелика - развлечения, Журов - любовь, Антонина - семью, но абсолютно все заблудились в поисках еще больше, в итоге потеряв себя полностью или частично. И только профессор Артем ничего не искал, а тем не менее единственный оказался в том самом городе Солнца, ведь наконец-то посмотрел на жизнь трезво и реалистично, а не с позиции "я самый умный, бога нет - я сам бог". Артем только и понял, что не во внешнем мире нужно искать рай, а во внутреннем, и когда нашел то осознал, что нет даже никакого значения, что он находится в "Грузе 200", мертвец или немертвец - уже не важно. Он выше этого.
Вывод
Этот фильм неплоский, его хочется разбирать. Я сознательно отошла от популярной трактовки о том, что похищенная Анжелика символизирует Россию и т.д., но не отрицаю долю правды в этом прочтении. Мне же все увиделось иначе, где Анжелика - это Анжелика, а Журов - это Журов, они символы самих себя в первую очередь, а во вторую - символы определенных стремлений, целей в жизни.
Крутой фильм. Редкие фильмы я могу пересматривать с интересом больше одного раза, но этот точно из их числа. Конечно, "Груз 200" не для массового зрителя; конечно, изнасилования, похищения, убийства сразу же оттолкнут "нежных фиалок", но привлекут тех, кто помешан на насилии - ни те, ни другие не поймут зачем на самом деле все это добавлялось в кино.
Да, возможно. Редко смотрю российское кино, у Балабанова вообще это мой первый фильм. Интересно, другие такие же. Кого бы из режиссеров вы рекомендовали в этой тематике?
Ого, как вы фильм разобрали! По философски подошли! За разбор музыки отдельное спасибо. "Время есть, а денег нет" даже не слышала, надо бы поинтересоваться. Думаю, если и фильм пересмотрю, то увижу его по-новому.
Спасибо, я даже не думала, что кого-то рецензия заинтересует - всё успели разобрать до меня. Пересмотрите, если не страшно, может и вы найдете новые смыслы.
Фильм очень страшный, и, я думаю, непременно оставит психологическую травму зрителю. Смотреть его повторно? - нет. С первого раза если не стошнит, то уже хорошо. Съёмка и всё остальное, конечно, соответствует имени режиссёра - он гений во всём. Смысл искать в фильме можно, но это фильм реально страшный, хотя и отражает характеры людей, с которыми мне приходилось общаться, такие люди в жизни есть, но фильм не стоит просмотра.
Я не знал что будет в этом фильме. Просто это фильм Балабанова. Другие его фильмы не такие совершенно. И, по началу, даже не предполагаешь какая будет чернуха дальше. Даже в фильмах ужасов всё не так грубо и жутко. У меня есть отзыв на этот фильм. Я тоже вижу, что Балабанов хотел подать свою философскую мысль, и я даже понимаю какую, но, как он это сделал... это получилось страшно. Игра не стоит свеч, как говорится.
Я смотрела интервью с Балабановым, он сказал что придумал сюжет фильма на основе ситуаций которые с ним происходили или по рассказам знакомых и тд, но без чернухи которая показана в фильме, это уже вымысел автора. Даже не представляю как ЭТО можно смотреть больше одного раза и выискивать какой-то тайный смысл, до сих пор жалею что когда-то досмотрела эту жесть до конца.
Интересно. Мне кажется вымысел вполне уместен для показываемых реалий. Опять же, реализовали полубайку или чистую правду о том, что в милиции/полиции применяют пытки с помощью бутылок. Смысл тут не тайный, слишком на поверхности. Вы думаете без чернухи фильм ничего бы не потерял сюжетно?
Да понятно что потерял бы, просто мне кажется в этом фильме нет никаких завуалированных посланий, жесть как она есть) с таким успехом можно и в человеческой многоножке рассмотреть тайные смыслы 😊 а если смотреть не один раз то они точно начнут мерещиться 🥴
Да, вы правы, неприятные ощущения есть. Наверно, самое пугающее, что действие не в абстрактном американском городе, а будто бы прямо в твоем или соседнем городе, совсем рядом.