Получено с условием написания отзыва (бесплатно или со скидкой)
Когда снится кошмар, хочется скорее проснуться, чтобы он остался позади. Когда кошмар творится наяву, хочется, чтобы он быстрее закончился. Но осуществится ли это желание или кошмар, оставленный позади, будет тянуть свои щупальца из прошлого, влезая ими в настоящее?
В школе мы каждый год праздновали Великую Победу. До сих пор в России победа над фашистами - это праздник. Но еще в детстве я не могла разделить радости этого праздника - некоторые мои родственники так и не прошли войну и в семье хранились истории о других родственниках, которые войну прошли, но она их так и не покинула...
Я не участвую в войне — она участвует во мне.
Строчки из песни, пропетой Берковским звучат в моей голове, когда я вспоминаю этих родственников. Некоторых война убила, сделав своей неотъемлемой часть, навсегда вписав в ряды неопознанных солдат, некоторых она убила изнутри....
Поэтому мне даже страшно представить ЧТО чувствовали люди, которых во время войны не считали даже за людей. Имею в виду узников концлагерей, людей, на долю которых выпали неимоверные страдания.
Войну и все ее ужасы, какими бы далекими они не казались сейчас, забывать нельзя. Именно поэтому такие произведения, как "Их повели налево" Моники Хессе очень важны и должны быть прочитаны многими людьми.
Их повели налево. Моника Хессе
КНИГА
У меня книжный формат в твердом переплете от издательства Эксмо. Подобные книги мне проще воспринимать именно в книжном формате, хотя произведение существует и в электронной версии.
Качество листов хорошее, они белого цвета и плотные.
Цена чуть ниже средне рыночной на новые книги - 456 рублей
Страниц - 352, но на деле выходит меньше, так как внутри много "воздуха" - и расстояние между стоками, и пробелы между частями.
Их повели налево. Моника Хессе
Оформление книги красивое, как и обложка, так и разделение частей и глав. В этом есть своя ирония.
Их повели налево. Моника Хессе
Книга содержит несколько частей, но я не нашла содержания.
В конце можно найти историческую справку.
Про автора в книге тоже сказано, эту информацию можно найти в самом конце:
Их повели налево. Моника Хессе
СЮЖЕТ
Германия, 1945 год. Солдаты, освободившие концлагерь Гросс-Розен, сообщают пленникам, что война закончилась, но восемнадцатилетняя Зофья Ледерман не верит в это. Ее жизнь полностью разрушена: три года назад она и ее младший брат Абек были единственными членами их семьи, которых отправили подальше от газовых камер. Всех остальных – ее родителей, бабушку и тетю – повели на верную смерть. Теперь Зофья хочет отыскать брата и попытаться начать новую жизнь. Но так ли это просто для человека, пережившего столько потерь?
Описание сюжета точное, оно дает полное представление ЧТО ждать от книги.
Их повели налево. Моника Хессе
Меня больше всего заинтересовала психология - то, как будет проходить жизнь Зофьи после всех кошмаров, как она будет привыкать к свободе и сможет ли вообще адаптироваться в мире, в котором у нее ничего и никого не осталось, кроме брата.
Сюжет линейный и идет от лица главной героини, тем самым помогая читателю ее лучше понять, узнать, что она чувствует, что творится у нее в голове.
По ходу сюжета поднимается много различных тем, как социальных, так и психологических, ярко описывается время сразу после освобождения Европы от фашизма, поведение различных категорий людей. За счет этой разноплановости книга становится более интересной.
Их повели налево. Моника Хессе
В произведении много воспоминаний Зофьи, переносящих нас в прошлое, наполненное то счастьем, которое окружало девушку до прихода фашистов, то кошмарами, которые начались, когда немцы вошли в ее родной город. Начался кошмар за несколько лет до того, как всех евреев их города собрали на стадионе и стали "сортировать", чтобы отправить в лагеря.... И этот промежуток - от прихода фашистов и до отравки в лагеря - перестал быть кошмаром, потому что то, что было после затмило собой все.
ГЕРОИ
Зофья - главная героиня романа. Девушка, прошедшая концлагерь. У нее ничего не осталось, кроме обрывков воспоминаний. Таких, как она называют девушками-ничегошницами.
Он мой, а значит, теперь в этом мире у меня есть целых шесть моих собственных вещей
Меня глубоко поразила эта фраза. Я посчитала вещи, лежащие на поверхности моего стола. Вышло 24. Двадцать четыре мои вещи только на поверхности моего стола. 24 вещи, большинство из которых для меня расходный материал. Есть над чем задуматься, не так ли?
Их повели налево. Моника Хессе
Зофья тяжело пережила концлагерь, где работала швеей. Ее состояние после освобождения крайне тяжелое - тело сильно истощено, ей ампутировали несколько отмороженных пальцев, а ее создание замутнено - мозг отказывается работать в нормальном режиме, постоянно крутит одни и те же обрывки не то воспоминаний, не то фантазий, перемешивая реальность со снами. Зофья часто проваливается вглубь себя, ей трудно воспринимать реальность, часто забывает.
Но у нее есть цель - найти младшего брата, с которым ее разлучили 3 года назад.
Их повели налево. Моника Хессе
Эта цель для нее и путеводная звезда, и опора, которая помогает ей встать и идти вперед, и ее "камень", который не дает видеть реальность. Кроме того, они с братом очень близки и их многое связывает.
На самом деле имя героини ближе по произношению к "Софья", русская З слишком жесткая для этого имени. Скорее всего первая буква имени звучит средне между З и С и похоже на английский звук Th. Но в переводе оставлена эта буква, чтобы читатели не удивлялись, когда в тексте появляется отсылка к латинскому написанию имени. По сюжету первые буквы имен играют важную роль в жизни героини и ее брата, как и их расположение в алфавите.
Многие поступки Зофьи нелогичны, странны и часто несправедливы. Но их нельзя оценивать с точки зрения нормально мыслящего человека. Сознание девушки слишком изменено страдания, что она не может нормально соображать, здраво оценивать ситуации. Создается впечатление, что героиня часто ведется себя крайне эгоистично, на самом деле это не эгоизм, а эгоцентризм. В силу своего состояния она просто не в силах снять с себя "шоры", которые сужают ее мир до единственной цели - найти брата, отсекая все остальное.
На примере Зофьи показано, какую дыру могут создать в человеке жестокое обращение с ним и пережитые комары. У Зофьи очень искаженное понимание жизни, добродетели, она не в состоянии адекватно воспринимать других людей и от этого не может нормально жить.
В конце вроде бы все наладилось... но наладилось ли? Конец книги довольно открытый. С одной стороны, она поставила точку в поисках брата, с другой - а что станет с ней дальше? Мы прощаемся с ней, понимая, что ее сознание еще очень больно.
Дмитрий или как в книге его обычно называют - просто Дима - солдат Красной Армии, который спас Зофью из лагеря и потом оказывал всяческую помощь.
Влюбленность Димы не так проста. Внимательный читатель отметит несколько факторов, которые стали причиной ее возникновения. Все они носят психологический характер и настоящей любовь там и не пахнет. Перейдет ли оно в настоящие чувства со временем?
Изначально, когда я читала первую главу, создалось четкое понимание психологической подоплеки отношения Зофьи к Диме. На самом деле так оно и есть - в их отношениях большую роль играет роль типажа и появление Йозефа это подтверждает.
Я нашла 3 психологических причины влюбленности Димы. А сколько нашли Вы?
Но к концу книги я поняла, что за этим стоит нечто больше. Да, тоже психология, но иного плана. В нем и Дима, и Йозеф, и другие герои выступают в символическом значении. Просто проследите отношение Зофьи с другими людьми: с кем она ладит, от кого отстраняется, к кому проявляет теплоту, а к кому враждебность.
Йозеф - странный парень из одного из лагерей для перемещенных лиц. Зофья его "узнала", но не может вспомнить, где она его раньше видела. Сам Йозеф говорит, что они никогда не встречались прежде.
Персонаж сложный, таящий в себе множества секретов. Из всех персонажей книги по мере повествования он раскрывается больше всех, приоткрывая свои тайны и проявляя свою личность.
Но кто он на самом деле? Почему Зофье он кажется таким знакомым?
До последнего отношения с Зофьей у Йозефа складываются довольно предсказуемо, по крайней мере для меня. Но в конце автор добавляет неожиданный поворот.
Брайне - девушка, с которой Зофья подружилась в лагере для перемещенных лиц. Полная противоположность Зофьи.
Мириам - одна из девушек из лагеря для перемещенных лиц. Особенность этого персонажа в том, что ее история основана на реальных событиях полностью, а не собрана из кусочков.
Персонажи у Моники Хессе даны набросками, но их силуэты индивидуальны и неповторимы. Автор не углубляется прорисовкой героев, как я полагаю по такой причине:
Повествование идет от лица Зофьи, а она не в состоянии понять других людей, у нее нет сил, чтобы лучше изучить их. Она фиксирует основные их характеристики, но не более того.
Моника Хессе - это один из тех авторов, кому достаточно сделать пару штрихов, чтобы персонаж ожил. Даже того скудного описания хватает, чтобы понять героя и запомнить его.
Через отношения с другими персонажами хорошо просматривается психологическая подоплека отношений Зофьи со своим кошмарным прошлым.
Как я уже выше писала:
Просто проследите отношение Зофьи с другими людьми: с кем она ладит, от кого отстраняется, к кому проявляет теплоту, а к кому враждебность.
Когда, прочитав книгу, я осознала, что именно двигает героиней, заставляя делать тот или иной выбор, говорить те или иные слова - пришла в ужас. И это не поиск брата. Поиск брата - это всего лишь прикрытие настоящих мотивов, которые Зофья так и не осознала.
СТИЛЬ
У автора легкий, как я называю бестселлерный стиль изложения. Текст читается легко, если не считать тяжелой психологической составляющей. Книга доступна для понимаю широкой аудитории.
Автор не сгущает краски. Специально ли, считая, что смысл происходящего и так тяжел, или просто не может создать глубину. Хорошо это или плохо сказать трудно. С одной стороны, я люблю глубину в произведениях, когда от каждой строчки дрожь по телу. С другой - такие произведения читать крайне тяжело, слишком больно.
ЗАРАНЕЕ РАЗГАДАННАЯ ИНТРИГА....
Главной интригой книги является местонахождение младшего брата Зофьи Абека. Но автор с самого начала оставляет множество подсказок, где он, что я поняла это к концу первой главы.
Но тут есть большоеНО.
Как я поняла из других отзывов, далеко не все заметили эти подсказки. На самом деле я тоже не сразу их заметила и поняла, хотя они появляются аж на первых страницах, при том аж 2 штуки! Но тогда я не поняла, что это подсказки, хотя для себя отметила странность двух этих фактов.
Думаю, автор сделала это намеренно. В первый раз читателя захватывают сильные эмоции и он не замечает намеков. Меня тоже захватывали эмоции, душили слезы, но одна из частей, натренированная на серии Сталкер, все же выцапывала намеки из повествования и собирала их общую картину.
Читателям же, которых интрига держала до конца, будет интересно прочесть книгу во второй раз. Уже зная ответы на вопросы, многие детали станут более очевидными и придадут книге новую глубину.
Более того, такая манера придает книге больший символизм. Дочитав "Их повели налево" до конца поймете, что я имею в виду.
Не знаю, получилось так нечаянно или Моника Хессе задумала этот эффект изначально. Если задумала, то речь уже идет не о талантливости писателя, а его гениальности. Задумка и ее успешное воплощения великолепны.
Дополню, что автору все же удалось сохранить до конца другие интриги и мое открытие, хоть и попало в точку, но оказалось не 100%.
ЧТО ОСОБЕННО ЗАДЕЛО или ИСТИННЫЙ КОШМАР
Наверно, многим покажется, что здесь я буду писать о жути, которая происходила с узниками концлагерей. Или о том, что эта жуть не покинула некоторых и после завершения войны.
Нет. Настоящий кошмар не это. Истинный ужас в описаниях жизни ДО прихода фашистов.
Наверно, многих удивит это. Что же там плохо? а ничего. Все у героев было хорошо - прекрасная квартира, любимая работа, уважение в обществе, походы по магазинам, еда на фарфоре...
Это слишком похоже на нашу современную жизни. Мы тоже ходим в магазин, листаем книги или журналы, планируем будущее. Нам кажется, что так будет всегда.
Семья Зофьи и многие другие тоже так думали. Но пришли фашисты.
Ужас в том, что мир в любой момент может рухнуть и мы ничего не можем с этим сделать. Банальный пример - кто в 2019 году мог предположить, каким будет 2020 и как изменится мир и привычный уклад из-за эпидемии.
Более того, я хочу напомнить о социальном эксперименте Марины Абрамович:
Суть эксперимента простая и страшная одновременно. Участникам предложено на выбор 72 предмета, которые они могут применить против подопытного человека любым образом. На это участникам отводится 6 (шесть) часов. Среди предметов были как вполне безобидные (цветы, торт, вино, ложка), так и представляющие потенциальную опасность колюще-режущие предметы (нож, гвозди, скальпель и прочее). Был даже пистолет, по некоторым сведениям, заряженный. Предметы были классифицированы следующим образом:
Дарящие наслаждение.
Приносящие боль.
Смертельно опасные.
В качестве подопытной выступила сама Марина Абрамович, предварив эксперимент инструкцией: «На столе 72 предмета, которые вы можете использовать так, как хотите. Я – объект. В течение времени эксперимента я беру на себя полную ответственность». Время эксперимента было определено с 20:00 до 2:00. Интересная деталь: до 28 лет мама Марины Абрамович запрещала ей выходить из дома после 22 часов, и к 10 вечера уже взрослая и, кстати, замужняя Марина была обязана быть дома. В 1974 году Марине как раз исполнилось 28 лет…
Вернемся к эксперименту. Он был задуман для того, чтобы выяснить, как меняется поведение человека в условиях вседозволенности. Как оказалось, в условиях вседозволенности люди могут зайти достаточно далеко. Не все, конечно, но многие. Начался эксперимент вполне невинно: участники задействовали безопасные предметы, несли Марине цветы, предлагали торт и вино.
Затем начались более решительные действия: сначала – поцелуи, потом – прикосновения, все более интимного характера, а после в ход пошли колюще-режущие предметы. Одежда была изрезана в клочья, а ближе к концу эксперимента появились кровоточащие надрезы на теле, в том числе лице и шее объекта. Отметим, что не все участники занимались подобного рода издевательствами. Наоборот, некоторые заступались за Марину. В частности, когда один из участников приставил к ее виску пистолет и положил ее же палец на курок, другой участник попытался воспрепятствовать этому, т.к. была информация, что пистолет заряжен.
Весьма интересной была реакция участников эксперимента, когда все закончилось. Они буквально выбегали из помещения, не желая общаться и даже встречаться взглядом с человеком, которого лишь несколько минут назад подвергали мучениям. И уж, конечно, они не желали нести никакую ответственность за итоги эксперимента
То есть ничего не изменилось. Все люди носят маски. И непонятно, кто скрывается под этой маской - человек или зверь.
В романе "Их повели налево" это хорошо проиллюстрировано - кто-то давал бой немцам, а кто-то к их приходу выучивал нацистский гимн, кто-то ставил в горшок с цветами флажок со свастикой, а кто-то тайком носил евреям еду, кто-то делился одеждой, а кто-то горестно вздыхал "а я надеялся, ты не вернешься".
После прочтения сутки ходила, нет, не плача, а всматриваясь в лица соседей, кассира в Пятерочке, прохожих - кто из них вцепится мне в горло, если будет знать, что ему за это ничего не будет? А за вознаграждение? А ради спасения себя или близких?
Остановит ли кого-то личное знакомство, заработанное ранее уважение или благодарность за прошлые поступки? Или им будет все равно ЧТО было раньше и чьих-то слов, того, кто не знает меня совершенно, будет достаточно, чтобы я стала жертвой?
ЧТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ или ЧУЖАЯ ПЕРЕПИСАННАЯ ИСТОРИЯ
Первая глава книги стала для меня самой тяжелой. Дальше читалось уже легче.
Возможно, дело в разгаданном конце. Когда знаешь, что ждет в финале, уже не так режет
Может дело в пороге боли. Сознание адаптируется.
А может дело в срисованной истории, которую я очень хорошо знаю...
Произведения, основанные на реальных историях, получаются очень сильными. Произведение "Их повели налево" также основано на реальных историях, которые автор изучала несколько лет.
Их повели налево. Моника Хессе
Однако, значительную часть романа занимает переделанный эпизод из другой истории, который произошел задолго до Второй Мировой войны. Я эту историю хорошо знаю, она в свое время произвела на меня сильное впечатление, особенно этот эпизод.
Та история также основана на реальных событиях и по ней даже снят фильм.
Эпизод, который был в оригинальной истории, сам по себе шокирующий и на грани реальности, а Моника Хессе его взяла и вывернула на изнанку, от чего он остался узнаваемым, но стал совершенно не реальным.
И именно из-за него произведение "Их повели налево" из истории, основанной на реальных событиях, для меня перешла в разряд сказки, в которой есть части, основанные на реальных событиях.
Не могу сказать, что этот эпизод очень плох, но его нереальность слишком выбивается на фоне всего остального. При этом он довольно гармонично вписан в сюжет. Если бы я не знала оригинальную историю, то он бы мне зашел, хоть и вызвал бы удивление.
Я не понимаю, зачем автор сделала это, когда небольшого изменения было бы достаточно, чтобы сохранить суть, но при этом не брать чужое и оставить повествование в русле реальности!
Для меня этот эпизод очень сильно подпортил впечатление от всей книги.
Автор, будучи американской журналисткой, не могла не знать эту историю.
Не буду писать, что это за история и что за фильм, иначе получится огромный спойлер, который убьет всю интригу последней части.
ИТОГИ
Изначально, эта книга мне очень понравилась. Но, закончив чтение, я осталась в сметенных чувствах. С одной стороны книга написана великолепно - сюжет, персонажи, поднятые темы... А с другой чужая история, вывернутая и вставленная в сюжет.
Их повели налево. Моника Хессе
При этом автор в исследовательской записке, где рассказывает, как она собирала историю, приводит примеры реальных случаев, совершенно не упоминает тот эпизод! Ну как так-то? Я не понимаю - с одной стороны автор говорит о трагедии и сопереживании людям, пережившим ужас, с другой - берет чужую историю и выворачивает ее наизнанку. И встает резонный вопрос - если одна трагедия автора трогает, а другая для нее просто донор материала, что ее даже упоминать в справке не нужно - так ли искренни намерения создания книги? Ведь взят не рядовой случай, а очень нашумевшая история, которую не узнать нельзя и которая вряд ли могла повториться в мире дважды! В таких случаях мой внутренний циник начинает тыкать пальчиком в "бестселлер" и многозначительно улыбаться.
Если же унять моего внутреннего циника, то в сухом остатке мы имеем:
Плюсы:
Поднята важная тема
Легкий стиль написания
Заставляет думать
Персонажи
Много психологии
Много символизма
Много намеков и подсказок. Эту часть отнесите на свое усмотрение к плюсам или минусам, так как она одновременно подходит и туда, и туда
Минусы:
Местами не хватало глубины
Слишком узнаваемый кусок из ЧУЖОЙ истории
Вывернутая чужая история получилась слишком неправдоподобной, хоть и подходящей сюжету
Их повели налево. Моника Хессе
В конце книги Зофья рассуждает о добродетели и ее границах. Вспоминая упомянутый эпизод, который как ни стараюсь, но все равно не могу воспринимать никак иначе, как украденным, я опираюсь на эти рассуждения. Для меня этот эпизод большой минус. Для других, кто незнаком с той историей, такая вставка может быть, как вода, добавленная в вино и разбавившая его.
Книгу могу рекомендовать, хотя ее последняя часть произвела на меня неприятное впечатление. Очень жаль, что автор не смогла держать планку, заданную в первой главе на протяжении всего повествования. Какими бы не были мотивы автора, роман все же получился достойным.
Смотрители маяка. Эмма Стоунекс - книга, в основу которой легли (косвенно) реальные события. Смесь детектива, триллера, психологического романа и мистики
О, очень крутой отзыв! Зачиталась 😊 Недавно как раз документалку смотрела про евреев в Германии. Ну кого там признали чистокровным арийцем по подписи Гитлера, например... Или как раскапывали еврейские корни бог знает в каком поколении и за это было людям плохо... Короче, любой фанатизм - это жуть жуткая 😩
Это жуть, да( Насколько знаю, тех, кто просто сочувствовал евреям, а уж тем более помогал, также гнобили( Но больше всего меня пугает, что это "заразно" и толпы людей начали творить зло
Роскошная рецензия на произведение! Тебе надо в литературных журналах печататься 😁 Фашисты творили самые настоящие зверства. Мне вообще сложно представить, что чувствовали освобожденные люди из концлагерей. Кстати, эксперимент с вседозволенностью очень интересный. И действительно, как поведет себя человек с подобной ситуации, человек, которого ты знаешь?
Меня еще мучает вопрос - как поведу себя Я. Ведь мало кто из людей не считает себя злым, малодушным и плохим. Мы с собой очень мало знакомы и только определенные ситуации могут показать нам нас самих с иных сторон. Как в эксперименте Абрамович сказано - люди, которые твори зверства, не хотели признавать свою ответственность. Человек так устроен, что он найдет оправдание свои не лучшим поступкам. Далеко не все, кто вел себя мерзко по отношению к евреям во время войны реально раскаялся и осознал, ЧТО он натворил
Может и так. Но тут скорее я имела в виду внешнее раскаяние, которое использовалось бы для собственной выгоды, а не внутреннее. Моя циничная натура не верит в истинность любого раскаяния, которое пришло, когда перевес сил не в пользу осуждаемого. Да, ты права, тема очень сложная