Не так давно перечитала я "Сердца в Атлантиде" - наконец-то, ведь когда я читала книгу в первый раз (а это было, если мне память не изменяет, что-то около десяти лет назад), я себе пообещала, что непременно прочитаю её по новой, ведь мне она очень понравилась. И вот повторное чтение происходит лишь недавно. Но зато такой приличный разрыв между первым и вторым кругом позволил не только прочитать книгу, можно сказать, заново (ведь у меня с тех пор многое из памяти выветрилось), но и взглянуть на события под другим углом.
Ещё я помню, что первой у меня была экранизация данной книги под точно таким же названием, и в главной роли там снимался Энтони Хопкинс (забегая вперёд, скажу, что выбор актёра отличный, Теда как раз в роли Хопкинса я себе и представляла). Но и о том, что было в экранизации (которая мне, можно сказать, ребёнку, не совсем понравилась), я тоже со временем забыла и более не пересматривала. После первого прочтения я с уверенностью говорила, что "Сердца в Атлантиде" - одна из моих любимых книг из творчества короля ужасов. Сейчас же я так не говорю.
Впервые роман я читала в "классическом бумажном виде" (лежит у меня на полке до сих пор), но перечитывать я взялась с электронной книги. Вообще, уместнее "Сердца в Атлантиде" называть именно сборником, куда вошло пять повестей, прямо или косвенно связанных друг с другом и идущих в хронологическом порядке:
1. Низкие люди в жёлтых плащах
2. Сердца в Атлантиде
3. Слепой Уилли
4. Ради чего мы во Вьетнаме
5. Тени спускаются с неба
Примерно пятьдесят процентов книги занимает именно первая повесть. А последняя повесть является финалом первой. Почему же всему роману решили дать название второй повести - непонятно, хотя, что уж греха таить, звучит оно очень красиво.
Очень примечательно и то, что один из главных героев книги появляется на эпизодических ролях в "Тёмной башне". В первой повести очень много на неё отсылок и фраз, которые мне при первом прочтении вообще ничего не говорили. Это, кстати, ещё одна причина моего желания перечитать "Сердца в Атлантиде" - финал этой истории мне, человеку, который на тот момент даже не притрагивался к "Тёмной башне", вообще понятен не был. Лишь в этот раз, имея в голове знания о мире "Тёмной башне", я смогла понять концовку. Не скажу, конечно, что "Сердца в Атлантиде" непременно надо читать после "Тёмной башни" (куда, на минуточку, входит девять частей разного объёма, не у всех нервов хватает это всё прочитать, поскольку и степень "интересности" у книг так же разная), просто стоит приготовиться, что финал может оставить вопросы.
Книга достаточно объёмная - традиционно, читаю через свою программу на телефоне под названием "AlReader"; там значилось чуть менее тысячи страниц. На чтение ушло что-то около двух недель, причём время это растянулось после середины; до середины чтение шло как по маслу, остановиться было трудно. В своём отзыве, по большей части, я характеризовать буду именно первый рассказ - поскольку он самый объёмный и именно он мне (как, впрочем, и многим другим) понравился больше всех (кстати, экранизация романа также сосредоточена именно на нём).
Сюжет рассказывает об одиннадцатилетнем мальчике по имени Бобби. Он проживает вместе со своей матерью, и их маленькая семья не то чтобы в деньгах купается - как сама мать Бобби выражается, его погибший отец не оставил им приличных денежных запасов, а значит, приходится пахать как лошадь и в чём-то себе отказывать.
Однажды квартиру в доме, где проживает Бобби с матерью, заселяется новый сосед - Теодор Бротиген или просто Тед, пожилой мужчина. Довольно скоро между ним и Бобби зарождается тёплая дружба, вот только Лиз, мать Бобби, от соседа не то чтобы в восторге. Друзьям Бобби Тед кажется каким-то подозрительным.
Как-то раз Тед очень кстати предлагает Бобби немножко на него поработать - ничего сложного, всего-то и надо читать ему колонки в газете, ведь с годами у Теда зрение вовсе не то, что было раньше. Такая работа будет щедро оплачиваться - а Бобби как раз нужны деньги, ведь он на свой день рождения так и не получил вожделенный велосипед. Лиз со скрипом, но даёт добро своему сыну на первую в его жизни работу, не подозревая даже, что "читать вслух газету" - лишь половина от общей правды. О второй половине Тед и Бобби от греха подальше решают умолчать.
Главным же занятием Бобби будет наблюдение - за всем, что творится в городе. Нет ли на улицах автомобилей, окрашенных в вызывающе яркие цвета? Не застряло ли что-нибудь на линиях электропередач? Не развешано ли объявлений о пропаже четвероногого любимца? И не нарисовано ли возле "классиков" каких-нибудь странных символов? И, самое главное, не попадаются ли где в городе низкие люди в жёлтых плащах...
Щедро платить Тед готов не за чтение газет по утрам, а за информацию. Сведения об объявлениях или о нарисованных звёздах возле "классиков" для Теда - это словно вопрос жизни и смерти.
Бобби соглашается на эту работу, про себя думая, что на старости лет у Теда, должно быть, пошли проблемы со здоровьем, и бедняга периодически бредит. Но, к сожалению, как дальше Бобби осознает, всё озвученное стариком - совершенно реально, оно действительно встречается в городе, и оно источает крайне жуткую ауру.
Остальные рассказы (кроме пятого, который, по сути, является прямым продолжением первого) мне или запомнились меньше, или вообще не запомнились. Более-менее у меня задержался в голове второй рассказ - "Сердца в Атлантиде", - повествующий о студенческой жизни, эпохе хиппи, надвигающейся войне во Вьетнаме и карточной игре на деньги, в которую вовлекаются студенты. Довольно нудненько, читала без особого интереса, но последующие два рассказа оказались ещё скучнее и нуднее - после первого прочтения я их вообще не запомнила.
Сердца очень крепки. Чаще всего они не разбиваются. Чаще всего они только чуть проминаются.
Первый рассказ вообще цепляет очень многим - в нём и небольшая частичка мистики пробирает, и очень трогает необычная дружба Теда и Бобби, и первая влюблённость выглядит довольно мило, и семейная линия, где показаны непростые взаимоотношения Бобби с матерью, раскрыта отлично. То, что мне больше всего нравится в книгах Кинга - это то, как он показывает каникулы у детей. Очень греет атмосфера беззаботного лета, словно Кинг сам переносится мыслями в своё детство, где летние каникулы были счастливым событием.
Интересно, что и в этот раз Кинг не удержался от рекламы какой-то определённой книги через своих вымышленных персонажей. Маленькому Бобби очень полюбился "Повелитель мух" - книга, в которой, как автор пишет, хорошо всё. Я именно после "Сердец в Атлантиде" отправилась читать это творение Голдинга, увы, мне не особо понравилось - хотя, может, я для чтения просто выбрала неудачный момент. Возможно, перечитаю.
Мир книг стал настолько живым, что этот - настоящий - выглядел теперь поддельным и тусклым.
Хорошие книги не выдают все свои секреты сразу.
Персонажи в рассказе получились запоминающимися, и больше всех лично я для себя выделяю Теда и мать Бобби. Тед - это добродушный пожилой человек, вежливый, мудрый, спокойный; вполне классическая характеристика, но в данной книге именно он больше всех к себе располагает. Обеспокоен низкими людьми в жёлтых плащах и изображениями на асфальтах. Когда Бобби, уверенный, что волноваться не о чем, начинает замечать эти изображения и объявления, он всерьёз задумывается о том, а стоит ли Теду говорить о находке?
А что, если взрослых вообще нет? Вдруг само понятие "взрослые" - обман. Что, если их деньги - это только игральные фишки, их деловые сделки - не больше, чем выменивание бейсбольных карточек, их войны - игры с игрушечным оружием в парке? Что, если внутри своих костюмов и выходных платьев они всё ещё сопливые малыши?
Со временем Бобби понимает, что дружба и общение с Тедом, наделяет его какой-то силой. Он словно бы начинает видеть больше, чем другие.
Лиз Гарфилд - мать Бобби, и тот персонаж, который вызывает скорее негативные впечатления, чем позитивные. Она растит сына одна, вкалывает на работе сверхположенного, но к ней проникнуться сочувствием и уважением трудно. Она к людям очень строга и может их невзлюбить... да практически ни за что. Школьную учительницу сына она невзлюбила за внешний вид.
С теми, кто ей не нравится (новый сосед Тед входит в это число), она хоть и ведёт себя сдержанно и вежливо, не упускает случая воткнуть парочку шпилек в виде завуалированных оскорблений и насмешек. Теда, прекрасно зная, как его зовут на самом деле, презрительно называет мистер Бретиген.
Не забывает постоянно срываться на Бобби, будто это он виноват, что его отец умер, не оставив ни гроша. И будто Бобби и вовсе должен ненавидеть себя за своё существование, ведь матери приходится работать, чтобы ему было что есть на завтрак. Бобби за свои одиннадцать лет научился распознавать в каждом её слове скрытую злобу и то, чем она может обернуться; умеет матери врать и знает, что ей говорить.
Враньё теперь не казалось таким уж скверным. Враньё могло стать необходимостью. А со временем - так и удовольствием.
Когда Бобби становится у Теда личным помощником и начинает получать деньги (на которые себе планирует приобрести желаемый велосипед), его мать, вместо того, чтоб за сына порадоваться, напротив, считает, что в таком случае он сам себе должен оплачивать развлечения и угощения, не для того она работает.
По части авторского стиля (опять же, на языке оригинала не читала), "Сердца в Атлантиде" довольно легко читаются (кроме остальных рассказов, но там больше виновато очень скучное развитие событий). В первый раз взгляд ни за что не зацепился, в этот не особо меня порадовал "Багряный Владыка" вместо "Алого короля". Или же "Пистолетчик", вместо"Стрелка".
Присутствуют бранные словечки с наложенной цензурой. Описаний не так много, воды (если не брать во внимание другие рассказы) в книге мало, все события важные и нужные для истории.
Итог: замечательная книга, в которой присутствие рассказов, идущих вслед за "Низкими людьми в жёлтых плащах", явно лишнее - вот за них я ставлю минус. Ощущение, что вдохновение Кинга на этом же первом рассказе и кончилось.
Сами по себе "Низкие люди в жёлтых плащах" - это потрясающая душевная история про настоящую дружбу с капелькой мистики (первый раз меня изрядно напугала), которая ещё и пересекается с миром "Тёмной башни" (хоть я и не фанат). История очень насыщенная, очень живая, глубокая, эмоциональная, с отлично проработанными героями.
Определённо рекомендую к прочтению - по крайней мере, первый и последний рассказ.