Вы устали от счастья? Хотите окунуться в водоворот интриг, мести и едва ли не кровавой расправы за пару нежелательных слов и взглядов? Вам кажется, что семья - это скала, которую невозможно свернуть? Тогда... нет, "мы" не идём к вам, а можно взять и почитать "Грозовой перевал".
🌩️ Я много слышала на протяжении своей жизни об этой книге, и мне она казалась типичнейшей мелодрамой с уклоном в байронизм, как это обычно любит прекрасная половина человечества. И публика не ошиблась, за исключением того, что в кривотолки не попадает обычно информация о творящемся здесь беспределе:лютом насилии, неизбывной ненависти, агрессивном собственничестве, которому даже смерть не помеха. Если это способно было шокировать меня сейчас, то оставалось только догадываться, какое впечатление книга производила "тогда", впрочем... описанная эпоха, в отличие от нас сейчас, знала обо всем об этом не понаслышке, так что и утверждать, будто оно и впрямь было кого-то способно шокировать ~1,5 века назад излишне поспешно.
🌩️ Я, если честно, в замешательстве, так как не совсем понимаю, что я прочитала: любовную мелодраму или триллер, закончившийся трагедией (сюжет основного поколения я имею ввиду, а не историю Кэтрин-младшей и последнего Эрншо)... Впрочем, одно другому не мешает. Это ужасная книга, если вы хотите начать с нее ознакомление с английской литературой, и хорошая, если любите драмы с... скажем помягче, своеобразными персонажами на первом плане, потому что, как по мне, история могла быть более... оптимистично настроенной, что ли, но автор, видимо, в отличие от своей более знаменитой и обласканной читателями сестры, была настроена более мрачно, потому что от ее произведения у любого заболит голова, кто попытается пожелать героям простого семейного счастья. Впрочем, с такой-то жизнью - неудивительно. А конец таки даёт надежду, избавляя от мысли выкинуть издание в окно. Как вообще можно было умудриться построить такой контраст возрождения из ничего, а закончить все сценой у могил?
🌩️ Мне крайне нелегко рассуждать о природе любви, а ведь именно этому чувству посвящен роман. Якобы любви. Потому что я ее там не увидела. Ситуация, как с Дракулой: те, кто утверждает, что вроде как ее там (в книге) обнаружили, либо не читали книгу, либо любовь для них - это великое проклятие, сопряженное с кровопролитием, местью, нетерпимостью, убийствами и целым рядом психических заболеваний, которые толкают людей (в случае графа - НЕлюдей) на страшные вещи, как то жалкое, но весьма длительное существование вместо полноценной жизни с ее препонами. Если это по мнению многоуважаемой публики любовь, то... Бог этим людям судья. Хотя чего ещё можно ожидать от массы, сделавшей из цитаты про души эмблему невесть чего, тогда как в контексте она является воплощением невозможности героини существовать отдельно от деструктивного элемента своей биографии, будь она с которым - и ее ждала бы совершеннейшая деградация. Вот это "любовь", вот это я понимаю (нет). Потому мое утверждение: здесь есть что угодно - страсть, влечение, истерика, позерство, кривлянье, обман, самодурство... - но нет любви. Вернее, есть, только среди других персонажей и настолько маленькие и незаметные росточки, что можно смело утверждать: она загублена смесью мстительности, коварства и дикой злобы, что еще, как это говорится, вашим внукам хватит. И ведь хватило же.
🌩️ Главными героями повествования становятся два ДО КРАЙНОСТИ отвратительных персонажа, наблюдать за которыми одно сплошное мученье. Я не догадалась зайти на Википедию, полагая, что сама разберусь со своими впечатлениями, но когда зашла, то пришла в ужас от того, что там написано, какой Хитклифф (первый из неприятнейших персонажей) "грубоватый", а Кэтрин (вторая неприятная героиня) "слегка избалованная". Правда? ГрубоВАТЫЙ? СЛЕГКА избалованная? Вы это серьезно? Разумеется, имеет место и моё предвзятое отношение к главным действующим лицам, но на протяжении повествования просто не отпускает ощущение, что они заслужил все, что с ними произошло. Хитклифф возвел свою гордость и тщеславие в абсолют, возомнив себя способным управлять чужими судьбами с ничего, а его подружка Кэтрин обоих своих ухажеров довела до исступления в эгоистичном порыве - и любовь к одному в сердце сохранить, и воспользоваться благополучием другого, чтобы ее собственное достоинство не пострадало, ведь безродный, но подходящий ей по всем эмоциональным параметрам избранник не годился на роль принятого супруга. Тот случай, когда между стулом и рыбой всё-таки пришлось выбирать, однако последствия ее малодушничества пришлось разгребать другим людям, ведь эта мадам настолько безответственная, что любая ее попытка "спасти" положение (разумеется, в совершенно специфической манере) приводит только к его ухудшению. А мир вокруг них просто пытался жить. Нарушители спокойствия, которые баламутят воду ни для чего.
🌩️ Надо отдать книге должное. Я вообще ровно дышу к любовным треугольникам и прочей популярной фигне в этом роде, основанной на чувствах, но здесь сюжет, несмотря на этот тройник мерзавца, стервы и подкаблучника, действительно цепляет за живое, потому что в центре отнюдь не любовная линия, а история непреодолимой мстительности выходца из ниоткуда, который вторгся в быт совершенно спокойной семьи и разрушил ее по кирпичику до самого фундамента, потому что... А просто потому. Просто человек такой - мерзкий, который не может сам себе сказать нет. Примечательно, что сюжет не выходит за пределы двух поместий, в которых разворачивается драма титанического масштаба, ради отнюдь не титанических целей, показывая, насколько бездонной может быть чужая душа, злобе в которой не видно ни конца, ни края. Писательница, несмотря на весь этот дарк, в итоге приходит к оптимистичным выводам, что человеческое в человеке искоренить не так-то легко, но то, как это с ним пытаются сделать, за прочтением просто разрывает сердце. Сюжет построен на серии длинных рассказов действующих лиц (ретроспективное повествование), благодаря чему читатель знает, к чему все придет, и автор умело манипулирует таким образом настроением аудитории, заставляя сдерживать слезы от понимания, что катастрофа все равно случится, и наоборот - радоваться, когда знаешь, что невзгоды останутся позади. При отсутствии мастерства это превратило бы текст в нечитаемую безвкусицу, но Бронте отнюдь не бесталанная писательница, поэтому книга читается взахлеб, пусть и с перерывами: слишком сильный накал страстей. Надо отдыхать.
Вывод: "К тому же я слишком ленив, чтобы уничтожать ради ничего" - гениальная цитата, в которую умещается весь сюжет. Больше, в общем-то, ничего и не надо. Это череда ужасных событий, высланная из одного источника гнева, который вошёл в чужую семью и просто ее разрушил до основания фундамента. Зачем? Да потому что демон, вот и всё.
P.S. Так вышло, что я читала книгу в двух разных переводах (пришлось переключиться на другой где-то после трети повествования), но не могу сказать, какой из них лучший. Если вам не нравится сюжет, то можно просто обратить внимание на то, каким языком переведена книга, и ознакомиться с нею исключительно для корректировки собственных языковых навыков. Не знала, что буду читать литературу прицельно с этим намерением (мне больше понравились переводы Пруста в этом отношении), но в классике хорошо то, что если сюжет на три звёзды, то язык всегда на пять из пяти.