Опубликовано 6 Сентябрь, 2023 - 08:57

  • Опыт использования:
    один раз

Вы устали от счастья? Хотите окунуться в водоворот интриг, мести и едва ли не кровавой расправы за пару нежелательных слов и взглядов? Вам кажется, что семья - это скала, которую невозможно свернуть? Тогда... нет, "мы" не идём к вам, а можно взять и почитать "Грозовой перевал".

 

🌩️ Я много слышала на протяжении своей жизни об этой книге, и мне она казалась типичнейшей мелодрамой с уклоном в байронизм, как это обычно любит прекрасная половина человечества. И публика не ошиблась, за исключением того, что в кривотолки не попадает обычно информация о творящемся здесь беспределе: лютом насилии, неизбывной ненависти, агрессивном собственничестве, которому даже смерть не помеха. Если это способно было шокировать меня сейчас, то оставалось только догадываться, какое впечатление книга производила "тогда", впрочем... описанная эпоха, в отличие от нас сейчас, знала обо всем об этом не понаслышке, так что и утверждать, будто оно и впрямь было кого-то способно шокировать ~1,5 века назад излишне поспешно.

 

🌩️ Я, если честно, в замешательстве, так как не совсем понимаю, что я прочитала: любовную мелодраму или триллер, закончившийся трагедией (сюжет основного поколения я имею ввиду, а не историю Кэтрин-младшей и последнего Эрншо)... Впрочем, одно другому не мешает. Это ужасная книга, если вы хотите начать с нее ознакомление с английской литературой, и хорошая, если любите драмы с... скажем помягче, своеобразными персонажами на первом плане, потому что, как по мне, история могла быть более... оптимистично настроенной, что ли, но автор, видимо, в отличие от своей более знаменитой и обласканной читателями сестры, была настроена более мрачно, потому что от ее произведения у любого заболит голова, кто попытается пожелать героям простого семейного счастья. Впрочем, с такой-то жизнью - неудивительно. А конец таки даёт надежду, избавляя от мысли выкинуть издание в окно. Как вообще можно было умудриться построить такой контраст возрождения из ничего, а закончить все сценой у могил?

 

🌩️ Мне крайне нелегко рассуждать о природе любви, а ведь именно этому чувству посвящен роман. Якобы любви. Потому что я ее там не увидела. Ситуация, как с Дракулой: те, кто утверждает, что вроде как ее там (в книге) обнаружили, либо не читали книгу, либо любовь для них - это великое проклятие, сопряженное с кровопролитием, местью, нетерпимостью, убийствами и целым рядом психических заболеваний, которые толкают людей (в случае графа - НЕлюдей) на страшные вещи, как то жалкое, но весьма длительное существование вместо полноценной жизни с ее препонами. Если это по мнению многоуважаемой публики любовь, то... Бог этим людям судья. Хотя чего ещё можно ожидать от массы, сделавшей из цитаты про души эмблему невесть чего, тогда как в контексте она является воплощением невозможности героини существовать отдельно от деструктивного элемента своей биографии, будь она с которым - и ее ждала бы совершеннейшая деградация. Вот это "любовь", вот это я понимаю (нет). Потому мое утверждение: здесь есть что угодно - страсть, влечение, истерика, позерство, кривлянье, обман, самодурство... - но нет любви. Вернее, есть, только среди других персонажей и настолько маленькие и незаметные росточки, что можно смело утверждать: она загублена смесью мстительности, коварства и дикой злобы, что еще, как это говорится, вашим внукам хватит. И ведь хватило же.

 

🌩️ Главными героями повествования становятся два ДО КРАЙНОСТИ отвратительных персонажа, наблюдать за которыми одно сплошное мученье. Я не догадалась зайти на Википедию, полагая, что сама разберусь со своими впечатлениями, но когда зашла, то пришла в ужас от того, что там написано, какой Хитклифф (первый из неприятнейших персонажей) "грубоватый", а Кэтрин (вторая неприятная героиня) "слегка избалованная". Правда? ГрубоВАТЫЙ? СЛЕГКА избалованная? Вы это серьезно? Разумеется, имеет место и моё предвзятое отношение к главным действующим лицам, но на протяжении повествования просто не отпускает ощущение, что они заслужил все, что с ними произошло. Хитклифф возвел свою гордость и тщеславие в абсолют, возомнив себя способным управлять чужими судьбами с ничего, а его подружка Кэтрин обоих своих ухажеров довела до исступления в эгоистичном порыве - и любовь к одному в сердце сохранить, и воспользоваться благополучием другого, чтобы ее собственное достоинство не пострадало, ведь безродный, но подходящий ей по всем эмоциональным параметрам избранник не годился на роль принятого супруга. Тот случай, когда между стулом и рыбой всё-таки пришлось выбирать, однако последствия ее малодушничества пришлось разгребать другим людям, ведь эта мадам настолько безответственная, что любая ее попытка "спасти" положение (разумеется, в совершенно специфической манере) приводит только к его ухудшению. А мир вокруг них просто пытался жить. Нарушители спокойствия, которые баламутят воду ни для чего.

 

🌩️ Надо отдать книге должное. Я вообще ровно дышу к любовным треугольникам и прочей популярной фигне в этом роде, основанной на чувствах, но здесь сюжет, несмотря на этот тройник мерзавца, стервы и подкаблучника, действительно цепляет за живое, потому что в центре отнюдь не любовная линия, а история непреодолимой мстительности выходца из ниоткуда, который вторгся в быт совершенно спокойной семьи и разрушил ее по кирпичику до самого фундамента, потому что... А просто потому. Просто человек такой - мерзкий, который не может сам себе сказать нет. Примечательно, что сюжет не выходит за пределы двух поместий, в которых разворачивается драма титанического масштаба, ради отнюдь не титанических целей, показывая, насколько бездонной может быть чужая душа, злобе в которой не видно ни конца, ни края. Писательница, несмотря на весь этот дарк, в итоге приходит к оптимистичным выводам, что человеческое в человеке искоренить не так-то легко, но то, как это с ним пытаются сделать, за прочтением просто разрывает сердце. Сюжет построен на серии длинных рассказов действующих лиц (ретроспективное повествование), благодаря чему читатель знает, к чему все придет, и автор умело манипулирует таким образом настроением аудитории, заставляя сдерживать слезы от понимания, что катастрофа все равно случится, и наоборот - радоваться, когда знаешь, что невзгоды останутся позади. При отсутствии мастерства это превратило бы текст в нечитаемую безвкусицу, но Бронте отнюдь не бесталанная писательница, поэтому книга читается взахлеб, пусть и с перерывами: слишком сильный накал страстей. Надо отдыхать.

 

Вывод: "К тому же я слишком ленив, чтобы уничтожать ради ничего" - гениальная цитата, в которую умещается весь сюжет. Больше, в общем-то, ничего и не надо. Это череда ужасных событий, высланная из одного источника гнева, который вошёл в чужую семью и просто ее разрушил до основания фундамента. Зачем? Да потому что демон, вот и всё.

 

P.S. Так вышло, что я читала книгу в двух разных переводах (пришлось переключиться на другой где-то после трети повествования), но не могу сказать, какой из них лучший. Если вам не нравится сюжет, то можно просто обратить внимание на то, каким языком переведена книга, и ознакомиться с нею исключительно для корректировки собственных языковых навыков. Не знала, что буду читать литературу прицельно с этим намерением (мне больше понравились переводы Пруста в этом отношении), но в классике хорошо то, что если сюжет на три звёзды, то язык всегда на пять из пяти.

Достоинства
  • Атмосферность
  • Заставляет переживать и сочувствовать героям
  • Красивый слог
  • Легко усваивается
Недостатки
  • Бесят герои
  • Мрачный
  • Тяжело читать
  • Это не любовь
HuntressKIRYUрекомендует
Читать все отзывы 179
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
06.09.2023
мне совершенно не нравиться эта книга, не понимаю всеобщего восторга перед ней.
06.09.2023
Интересный взгляд на роман
Другие отзывы
Читать все отзывы 179
Смотрите также