Повесть-сказка «Последняя битва», действительно последняя из цикла книг о Нарнии. Написана она так же была последней, в 1956 г., равно как она и последняя и по внешнему, и по внутреннему порядку чтения. И здесь, пожалуй, нужно сказать, что она из всего цикла самая близкая к христианскому мировоззрению. Но это своеобразная близость, поскольку в ней описан Конец Света (Апокалипсис).
Богиня Таш делает попытку захватить власть в Нарнии, ей помогает обезьян Хитр, и его «друг» глупый ослик Лопух, которого наряжают в львиную шкуру и выдают за Эслана. Кроме того, в Нарнию входят войска Тархистана. Так же нарнийцам начинаю навязывать новый религиозный культ, который учит, что Таш и Эслан это одно и тоже - Бог Ташлан.
Король Нарнии – Тириан, оказывается перед этим бессилен, и он взывает о помощи к друзьям Нарнии, к теперь уже, в большинстве своём, бывшим детям.
Юстес и Джил вновь, по воле Эслана перемещаются в Нарнию. И им приходится вновь пережить много приключений, но силы неравны. Кроме того, в Нарнию спускается лично богиня Таш, которая, ко всему, оказывается ещё и людоедкой.
Я не могу описывать сюжетные линии, поэтому скажу только, что картины очень похожи на библейские, описывающие Апокалипсис. И это действительно гибель Нарнии, гибель как мира, но погибают только неправедные, те, кто прожил жизнь честно, в том числе и те, кто уже умер, попадают в «настоящую Нарнию». Попадают туда и все бывшие дети герои цикла, кроме Сьюзен, которая изменилась в худшую сторону и превратилась в глупую самовлюблённую девушку, и ничем не интересуется кроме как «мальчиками и приглашениями».
Кроме того, все бывшие дети, герои цикла, встречают в мире Эслана, понятно, что это потусторонний мир, своих погибших родителей. И это касается абсолютно всех нарнийцев, они обретают всех близких людей, которых утратили.
Кроме того, потусторонний мир описан довольно детально. Он состоит не только из «настоящей Нарнии», а и из всех миров, когда-либо сотворённых Эсланом, включая и «настоящую Англию», почему бывшие дети и смогли встретить в нём собственных родителей.
И здесь, пожалуй, с христианством разница уже есть. Потусторонний мир, описанный у Льюиса, ближе всего к потустороннему миру, описанному у известного бразильского медиума Шику Шавьера в его книге «Наш Родной Дом». В 2010 г. она была экранизирована бразильскими кинематографистами, фильм называется так же. И это, пожалуй, первый фильм в котором потусторонний мир показан во всех деталях, к тому же фильм великолепно снят. Он, как и у Льюиса, тоже состоит из множества различных цивилизаций, в фильме это называется «очагов». И, кстати, цивилизация, в показанном «очаге» техническая, хотя и уровень её технологий, неизмеримо превосходит земные.
В целом весь цикл «Хроники Нарнии», безусловно, намного ближе к современным научным исследованиям смерти и посмертного опыта, чем к христианству. Лично я склонен считать творчество Льюиса конспирологическим, подготавливающим человеческую цивилизацию к научному знанию о том, что биологическая смерть это далеко не конец всего.
Безусловно, рекомендую книгу к прочтению.