Доброго времени суток, дорогие читатели этого сайта!
Хотелось бы поделиться своим отзывом на книгу К.С. Льюиса, из цикла "Хроники Нарнии" — "Принц Каспиан".
Эта книга цикла была написана через полгода после "Лев, колдунья и плотяной шкаф", и является продолжением истории.
Кстати, близкий друг Льюиса, писатель Джон Толкиен, упрекал его, что книги в жанре фэнтези так быстро не пишутся! Вообще, несмотря на крепкую дружбу автор "Властелина Колец" недолюбливал книги о Нарнии.
И у меня тоже остались свои недоумения и вопросы. О них ниже. Вопросов добавило ещё то, что "Хроники Нарнии" считаются сейчас чуть ли не образцом христианской художественной литературы. Но на сколько христианские идеи на самом деле в "Принце Каспиане" ?
Действие в этой книге происходит год спустя после первого путешествия четверых детей в волшебную страну. Они ожидают на вокзале поезд, чтобы отправиться в школу, но внезапно совсем молодой принц Каспиан силой магии вызывает их обратно в Нарнию, протрубив в волшебный рог Сьюзен. Да не куда попало, а именно в Кер-Паравел (или Кер-Параваль), где раньше была их королевский дворец. Только вот теперь Кер-Параваль полностью отрезан от суши выкопанным каналом, а сам он порядком зарос и давно запустел.
На протяжении многих вялых глав дети питаются на острове лишь яблоками, потому что больше ничего другого там не было, вспоминают своë славное, эпичное и героическое, как в рыцарских романах, нарнийское прошлое, а затем, через определеные обстоятельства, (стараюсь не спойлерить) отправляются на материк, спасать сказочную страну от опасности.
А в чëм же, собственно, заключается та самая опасность? И вот тут начинается основная часть моего недовольства.
Если в первой книге о Нарнии, написанной Льюисом — "Лев, колдунья и плотяной шкаф" — несмотря на все еë мелкие и крупные недостатки, хотя бы чëтко очерчено добро и зло, то в "Принц Каспиан" положительные персонажи не кажутся мне такими уж хорошими и благородными. А отрицательные герои даже немного вызывают симпатию на границе с жалостью.
Как известно из первой книги (по хронологии она считается, как вторая, а "Принц Каспиан", как четвёртая), Нарнию не населяют люди. Здесь живут различные сказочные и мифические существа вместе с говорящими зверями. Но когда четверо детей-королей отсутвовало в стране, еë, попав через волшебный портал, захватили Тельмарийцы. И сказочные существа стали в своей стране изгоями. И животные отучились говорить. Некоторые гномы стали заключать браки с людьми. Теймарийцы предали глубокому забвению древнюю историю страны, и говорить о тех временах стало под запретом. И так продолжалось довольно долгое время.
Но однажды старое население во главе с принцем Каспианом поднимает восстание. То есть, к моменту прибытия четверых детей, в Нарнии идеи самая настоящая гражданская война.
А началась эта война при очень любопытных и неоднозначных обстоятельствах!
После смерти короля-Тельмарийца Каспиана девятого и его жены, Нарнией стал править его брат Мираз. У Мираза и жены не было своих детей, и поэтому единственным наследником престола считался его племянник — Каспиан десятый, тот самый принц Каспиан, котрого Мираз воспитывал. Однажды няня Каспиана стала рассказать ему о древней, старой Нарнии. Когда маленький принц пересказал дяде эти истрии, тот приказал сослать няню в ссылку.
После этого, Каспиану приглашают учителя, который оказывается получеловеком-полугном. И однажды ночью, под видом урока астрономии, он отводит его в дальнюю комнату замка, чтобы рассказать ему о старой волшебной Нарнии. То есть, настоящую истрию страны, ведь Тельмарийцы еë давно переписали.
И это даëт свои плоды.
Даже маленьким мальчиком он часто задумывался, почему не любит свою тетю, королеву Призмию; теперь он понял: причина была в том, что она не любила его. Он начал также понимать, что Нарния очень несчастная страна. Налоги были высоки, законы суровы, а Мираз — жесток.
Кстати, Каспиан под руководством доктора Корнелиуса учит магию (за долго до преславутого Гарри Поттера). Правда, не так уж и много.
Но это ещё не всё! Через несколько лет учитель сообщает ему ещё одну не менее огорашивающую новость!
Учитель — доктор Корнелиус — говорит Каспиану, что на самом деле, это именно дядя Мираз убил мать принца и его короля-отца. Получается, брат убил своего брата. А всех придворных, преданных королю Каспиану девятому, который любил старую Нарнию, или тоже убиты с помощью коварных планов Мираза или же бесследно исчезли.
НО САМОЕ ГЛАВНОЕ! Теперь, чтобы сохранить свою жизнь Каспиану нужно немедленно бежать из дворца от родного дяди подальше, потому что тот теперь хочет убить и его. Потому что этой ночью у Мираза родился долгожданный сын, и племянник для него теперь — лишний конкурент на престол. Теперь у Мираза есть свой наследник.
В ту же ночь четырнадцатилетний принц Каспиан убегает.
Пока они спускались по длинной лестнице, доктор Корнелиус продолжал шепотом давать советы и указания. Сердце Каспиана замирало от страха, но он крепился. Затем свежий воздух сада, горячее рукопожатие доктора, бег через лужайку, приветственное ржание Скакуна, и король Каспиан Десятый оставил замок своих предков. Оглянувшись назад, он увидел фейерверк в честь рождения нового принца.
Утром он знакомится с жителями окраин, то есть исконным населением Нарнии, они не сразу, но достаточно быстро признают мальчика Каспиана своим королём и Каспиан возглавляет восстание против своего дяди.
Но силы молодой армии не равны, и в критический момент Каспиан трубит в волшебный рог, вызывая подмогу...
Написано красиво, интересно, захватывающе и динамично, в отличии от нудного путешествия четверых детей по лесу в стан принца. Я бы даже сказала, вдохновляюще!
Однако, что на самом деле стоит за всем этим? Что можно увидеть, если отодвинуть всю эту атмосферную мишуру и... немножечко попробовать посмотреть на ситуацию под другим углом?
Казалось бы, тут и высматривать-то нечего! Дядя Мираз — жестокий и безжалостный узурпатор, а доктор Корнелиус открывает истину принцу, по сути, мальчику-подростку, и даже спасает ему жизнь.
Но мы считаем так, потому что за нас уже всё решил автор.
А если взглянуть на всë происходящее не с уже и так понятной позиции Льюиса, а просто со стороны? Получается, всё далеко не однозначно!
Историю о жестоком Миразе мы знаем только из уст доктора Корнелиуса. Это лишь его слова, а сказать, как известно, можно всё, что угодно! Куда более красноречиво зачастую говорят о человеке факты. И факты о Миразе из книги мы имеем не такие уж и плохие.
Так или иначе, он воспитывал своего племянника. Воспитывал он его хотя и в строгости, но ведь воспитывал же! Поил, кормил, что называется, со своего стола, одевал. Заботился о его образовании, в конце концов. То есть, по сути исполнял все обязанности родителя. И если бы Мираз был на самом деле такой злой, как говорит о нëм доктор Корнелиус, то что мешало дяде избавиться от племянника вместе со всей королевской семьëй? Отсутствие наследников? Но, думаю, Мираз при желании вполне мог бы передать после себя трон кому-нибудь из верных узурпатору приближëнных. Это намного надëжнее, чем воспитывать племянника, которому в любой момент, из благих побуждений или же из чувства мести, могут рассказать правду о его семье! Получается, такой плохой дядя Мираз добровольно выбрал жизнь на пороховой бочке, которая в любой момент может взорваться. Но он предпочëл лучше жить на пороховой бочке, чем с лëгкостью избавиться от Каспиана. Совсем не логично для жестокого узурпатора!
То, что он сослал няню и строго запрещал говорить Каспиану о старой Нарнии... Так ведь у короля, обычно, бывает много врагов, желающих всеми средствами пробраться к власти, поэтому, поступок Мираза в этом случае, вполне обыкновенный. Тем более, что рассказы о старой Нарнии могут сильно подорвать его авторитет.
Скриншоты электронной книги "Хроники Нарнии. Принц Каспиан".
Да и правителем для своего народа, если внимательно вдуматься, он был вовсе не плохим. Люди, а их в Нарнии после прихода Тельмарийцев проживало много, на него не сильно-то и жаловались. Многие из них в конце отнеслись к "освободителям" и Аслану с недоверием (это от тяжёлой жизни-то!) По всей стране были открыты школы, раграмлëнные пришедшим в конце вместе с львом Асланом Вакхом и его девочками. А некоторые ученики школы даже были прекращены ими в поросят, что выглядит гораздо более жестоко, чем законы Мираза.
Ещё один странный момент в этой книге. Если, как говорят, прототипом льва Аслана стал Иисус Христос, то слишком уж странной выглядит дружба истинного Бога с языческими божками. Библия, да и вся история раннего христианства красноречиво свидетельствуют прямо противоположенное. А ведь "Хроники Нарнии" считают именно христианской книгой!
Я уже молчу про то, что в приквеле "Лев, колдунья и плотяной шкаф" — "Племянник чародея" — Аслан населяет страну различными богами. Но сейчас речь идёт о другой книге цикла.
То есть, мы получаем такую историю: жил-был принц-сирота, которого воспитывали родной дядя со своей женой. И тут вдруг появляется совершенно чужой, да и мало знакомый ему человек, который начинает, в прямом смысле, настраивать подростка против родного дяди. И принц ему, чужому человеку (точнее, полугному) безоговорочно верит! Да ещё и начинает презирать родню, которая его вырастила. Верит только на слово, не имея никаких фактов! А неоспоримые факты того, что дядя его всю жизнь воспитывал, принимать не хочет. Потому что с чужих слов решил, что жена дяди его не любила. Видимо, из-за своих детских обид.
Обиды обидами, но ведь никто из нас не идеален. Даже кровные родители, не то что дядя. У каждого из людей имеются свои недостатки, свои ошибки и своя вина перед другими. Маштаб этой вины, конечно, бывает очень разным... Но если Каспиан понял, какой жестокий Мираз, только лишь с подачи постороннего человека, то значит, не так уж и плохо к нему относились! Интересно, если бы Мираз и Призмия были бы родителями Каспиана, он бы тоже после чьих-то рассказов вдруг решил, что они его не любили? А сам он это понять никак не мог?! Обязательно ему советчик был нужен???
К тому же, Мираз оказался не только неплохим правителем и политиком, но и довольно сильным войном. Он ведь почти что победил верховного нарнийского короля Питера в одиночном поединке! Эту победу отняла у него лишь нелепая смерть... Старой Нарнии просто "повезло" с победой. С, казалось бы, такой замечательной победой радости, безшабашного веселья и благородного сказочного рыцарства над сухостью и казëнщиной.
Только вот несмотря на устроенный в честь нас аппетитный пир с шоколадками, вкус у этой победы для меня всё равно горький. Мираз убит, а его жена осталась с новорождённым ребëнком на руках. Маленький ребёнок остался без отца по вине другого ребёнка, бывшего верховным королём Нарнии.
Конечно, могут сказать, что таким образом можно оправдать любого злодея! К чему придираться, это же просто сказка! Просто книга в жанре фэнтези.
Только вот идея у этой книги какая-то сомнительная. Что может читатель из неë вынести? Что можно безоговорочно верить ничем неподкреплëнным словам посторонних людей, которые настраивают тебя против твоих родных? Что можно устраивать против родного дяди вооружëнное восстание, с целью получения (по факту, захвата) власти? Что если ты сирота, а у твоих воспитателей появляется собственный ребёнок, ты им автоматически становишься ненужным и лишним до такой степени?
Понятно, что и родственники предают, и в истории королевских домов бывало всякое... Но ведь читатель воспринимает художественную книгу не как исторический справочник! И кем бы ни были главные герои — сказочными королями или же самыми обыкновенными людьми из 21-ого века — читатель всегда будет примерять и ассоциациировать их ситуации со своей реальной жизнью.
В истории христианства, особенно первых веков, часто бывало, что молодое поколение вступало в конфликт со старшим поколением из-за разных религиозных убеждений. Жития мученников тому пример. Однако, я не припомню, чтобы кто-то из них прямо восставал с мечами и стрелами на родственников-язычников!
Старая Нарния предстаëт пред нами такой прекрасной только лишь со слов автора этой истрии. А если посмотреть на историю с позиции принца Каспиана, то получается, что он променял дядю и неплохую жизнь с ним на малознакомых ему существ и призрачные обещания, которые могли не оправдаться.
Кстати, в Евангелии есть слова: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). А ведь плоды от Мираза для Каспиана были не такими уж и плохими. Если, конечно, не брать в счёт рассказы учителя... Всего лишь рассказы.
Если уж Мираз был на самом деле жестоким, то и нарнийцы ведут себя не слишком милосердно. Зачем убили гнома Никабрика? Да, он совершил ошибку, позвав на помощь ведьму и оборотня. Но ведь сделал он это из благих побуждений. Если нельзя было простить, то неужели нельзя было его пожалеть? Взять в плен, например? Словом, дать возможность раскаяться? Но — нет. Кстати, сцена борьбы Каспиана с оборотнем довольно жëсткая. Даже для сцен борьбы. Книжка-то считается детской!
Пока писала отзыв, события происшедшие с Каспианом невольно напомнили мне библейскую историю Адама. Жил Адам в раю спокойно, было ему там хорошо, пока не пришëл змий и не рассказал первым людям о том, что Создатель вовсе не такой, какой Он есть на самом деле... Чем это закончилось, думаю, всем хорошо известно.
В общем, странная сказка с неоднозначной моралью.
Всё же, несмотря на нудные описания, читать "Принц Каспиан" относительно интересно. Да и слог у Клайва Льюиса лëгкий. Если есть желание ознакомиться с книгой, то это не займëт много времени.