Книга Клайва Льюиса «Серебряное кресло», пожалуй, единственная во всех «Хрониках Нарнии» которая, во всяком случае, у меня вызывает чувство отвращения. Написана она в 1953 г., четвёртой, после «Покорителя зари, или плаванья на край света», по внутренней хронологии книга шестая.
Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси больше не могут попасть в Нарнию, так как они выросли, а взрослым туда попадать нельзя, почему автор не объясняет. И туда попадают их двоюродный брат Юстэс и его школьная подруга Джил Поул.
Почему книга у меня вызывает отвращение?!
В ней вновь появляется образ роковой женщины – Зелёной колдуньи или Королевы Подземелья. Прежде всего она и не вызвала у меня никаких чувств, кроме омерзения. Есть, конечно, образ Джадис, которая тоже творит подлости, и самые мерзкие и чудовищные подлости, на каждом шагу. Но Джадис, хотя бы по настоящему бесстрашна. Например, против армии Эслана она сражается лично и в первых рядах своего войска.
Да и разве одна Джадис?!
Образов роковых женщин очень много в литературе и искусстве. Начиная с Клеопатры Хаггарда, именно эта женщина, фактически стала символом очарования женского коварства. Секс-символом 90-х стала Шерон Стоун сыграв роковую женщину серийную убийцу. На мой взгляд, очень удачный образ такой женщины удалось создать современному писателю Б. Акунину в «Левиафане». Образ Ренаты Клебер легко и невероятно умело совершающей предательские убийства, включая убийства массовые. И все они не только коварны, они ещё и по-настоящему умны, и по-настоящему бесстрашны.
Эта же бьёт только из-за угла, и при этом использует для этого самое святое.
Её сложная, многоходовая и невероятно мерзкая интрига вокруг принца Рилиана, сына короля Каспиана, и есть главная интрига книги. И для того, что бы помочь принцу выпутаться из неё Эслан и посылает детей в Нарнию. И дальше с её подлостью приходится столкнуться и детям.
Похоже, даже в порочной привлекательности есть мера, и здесь она очевидно нарушена. Здесь героиня такая мразь, что теряет даже порочную привлекательность, и не вызывает ничего, кроме чувства омерзения, даже не смотря на то, что она красавица.
Впрочем, Б. Акунин, по-моему, правильно подчеркнул, что такая женщина очаровывает ещё сильнее, как раз, если она обладает обычной внешностью. У той же Ренаты Клебер у него обычная внешность.
Но, что бы там ни было, это первый в моей жизни случай, когда роковая женщина не вызвала ничего кроме чувства омерзения, и книгу стоит прочесть хотя бы поэтому.
Конечно, книга ни разу не детская. Но в молодости и зрелые годы книгу прочесть нужно.