Всем bonjour!
Кто не знает Лолиту нашу Набоковну? Думаю, знают все. Вот серьезно, в моем окружении нет людей, которые бы не смотрели этого фильма или не читали книги. И даже, если кто-то не смотрел картину и не читал книгу, все равно знают: о чем оно там... Сколько раз я смотрела это кино? Не единожды. В разные периоды жизни. Безусловно, с годами что-то менялось в моем восприятии фильма, но не кардинально. Однако, последний просмотр показал, что, видимо, я конкретно постарела, ибо как-то по-другому взглянула на эту историю.
Общая информация.
Год выпуска - 1997.
Жанр - мелодрама.
Режиссер - Эдриан Лайн.
Продолжительность - 131 минута.
Музыка - Эннио Морриконе.
Главные роли: Доминик Суэйн, Джереми Айронс.
О сюжете.
Гумберт Гумберт - учитель французского, получает приглашение преподавать в одном из учебных заведений Америки. Мужчина находит эту идею неплохой для своей карьеры, ибо дома его ничто и никто не держит, и соглашается. Хотя впереди у него еще целое лето, он решает заранее отправиться на "место дислокации", ну, чтоб освоиться. Жить намерен в доме друзей своего родственника. Но вот беда, приехав, Губмерт видит, что дом этих самых друзей сгорел начисто. Печаль, однако. Хотя, может и нет. Одна из подруг семьи, предлагает Гумберту снимать у нее комнату.
Что представляет собой этот человек?
С виду приличный, уравновешенный мужчина, с хорошими манерами и приятным голосом, но есть у Гумберта небольшой секрет-бзик-сдвиг-порок... Давным-давно, когда он был еще совсем юным, случилась трагедия, которая навсегда изменила его как личность, как будущего мужчину.
Но вернемся в настоящее. Гумберт едет на "новое" место жительства и находит там довольно запущенный как внешне, так и внутренне особнячок, в который у него абсолютно не возникло желание заселяться. Педант по натуре, ему претят развешенные на веревках женские трусы и другое белье, да и в целом кавардак в доме. Видя это, хозяйка, Шарлотта Гейз, которой сразу приглянулся мужчина, пытается как-то удержать его, рассказывая о том, как сложно жить одной и все держать под контролем. Слезливые рассказы, это, конечно, здорово, но на героя они никак не влияют, он уже раздумывает, где будет жить и хочет быстрей убежать от навязчивой женщины, но тут, в саду, он увидел ее...
Взгляд вскользь и ее легкая улыбка - меняет вектор жизни нашего профессора полностью. Детские воспоминания всплывают в сознании. Что-то щелкает в голове. Мысль о том, что он может уехать - теряют актуальность. Почему? И вот, Гумберт уже поселяется в особняке.
Шарлотта Гейз - женщина средних лет, вдова, уже несколько лет не видевшая мужчину и порядком истосковавшаяся по ласке. Чуть экзальтированна, активна, не теряет надежды найти свое личное счастье, но в их маленьком городке это не так-то и просто, все на виду и знают друг друга. Гумберт сразу привлек ее внимание хорошими манерами и степенностью. Ну чем не повод побороться за личное счастье?
Долорес - дочь Шарлотты, ей 12. Она долговяза, неуклюжа, вульгарна, громогласна и развязна. К своим двенадцати годам она вполне себе сформированный подросток. Для всего остального мира Долорес может оставаться Долорес, но для Гумберта, она всегда будет Лолитой, Ло, его Ло...
Отношения матери и дочери трудно назвать хорошими: постоянные склоки и стычки - отличное тому подтверждение. Есть ли родственные чувства между ними? Скорей, они терпят друг друга, за неимением лучшего. Шарлотта считает Лолиту обузой, более того, между ними уже есть чисто женское соперничество, которое с появлением Гумберта только усиливается, ведь они обе претендуют на его внимание. Цель Шарлотты - устроить свою личную жизнь, она не занимается воспитанием дочери, можно сказать, что Ло предоставлена сама себе.
Чем больше миссис Гейз проявляет по отношению к профессору интерес, тем сильней его "тошнит" от женщины. Гумберт мечтает, чтоб Шарлотта, с ее "интересом к нему" куда-нибудь провалилась. Ну, честное слово, у него другие интересы!
Лолита уже вступила в пубертат и для своего времени (а на минуточку перед нами 1947 год) довольно раскована в своих словах и поступках. Она без зазрения совести заигрывает с Гумбертом, между ними происходит своеобразный легкий флирт. 12 лет и 40 - а есть ли между этими цифрами что-то общее?
Нравится ли ей профессор? Тут скорей другое. Ей нравится игра "во взрослую"; нравится бросать вызов; нравится испытывать себя и других на прочность. Лолите интересно: как далеко она может зайти в своей игре? Она играет "в сексуальность", но что все это для Гумберта, какую тайну он хранит?
В конце концов, Шарлотта просто устает оттого, что дочь пытается перетягивать одеяло на себя, и отправляет ту в летний лагерь, после которого планирует поместить ее в пансион. С глаз долой, так сказать. Как думаете, что происходит с Гумбертом? Он ненавидит Гейзиху всей душой. А та, меж тем не дремлет и ставит нашему герою ультиматум: либо у них будут отношения, либо пусть сваливает из ее дома. Есть ли у мужчины выбор? Для здорового человека - может и есть, а для помешанного - нет. Он женятся, но это только на бумаге. Близость с Шарлоттой приводит Гумба в глубокий ужас. Он постоянно подсыпает ей снотворное, чтоб избежать выполнения супружеского долга, да и вообще, ведет себя крайне странно для взрослого мужчины. И снова все тот же вопрос: а занимался ли он когда-нибудь сексом или... хранит себя для чего-то большего?
Все тайное, когда-то точно становится явным - факт, вот и наша миссис Гейз-Гумберт узнала всю правду о своем муженьке. Потрясло ли это ее? Ооо, не то слово!..
Какие детские травмы хранит в своей башке Гумберт? Что ему нужно, чего он добивается? Что станет с этой семьей? Ждет ли их счастливое будущее вместе или по отдельности... и ждет ли оно их вообще? Что будет происходить дальше и чем все закончится? Это нам только предстоит узнать.
Описанные мной события занимают не больше 30-40 минут фильма. Он довольно долгий, логичный и неспешный. Картина 1997 года, но события в ней 40-ых годов прошлого века. В принципе, девяносто седьмой год - это уже давно, можно сказать, что кино старое, с характерными особенностями. Во-первых, пленка чуть размытая, во-вторых, фильм хоть и цветной, но палитра приглушена, от этого присутствует налет черно-белого кино. Размеренность и где-то даже фундаментальность - еще одна особенность картины. Все события развиваются плавно, монотонно, без скачков. Этого требует сюжет и первоисточник. Два с копейками часа явно не проносятся как один миг, и где-то, даже устаешь от просмотра, хотя, в картине и нет откровенно ненужных (лишних) сцен.
Операторская работа - выше всяких похвал, за счет той размеренности, что предстает перед нами, очень неплохо показан уклад жизни того времени. Также и с природой, не то, чтобы на ней делается акцент, но во время путешествия, вот эти дороги, поля, маленькие городки - все это очень здорово снято. По тому же принципу дело обстоит и с нужными моментами и крупными планами. Мимика, жесты, эмоции - абсолютно точно подмечены, и вкупе только "украшают" фильм.
Опять же, повторюсь, что перед нами середина прошлого века... другая жизнь, другие нравы. В общем и целом, фильм не грязно-пошлый, с учетом специфики, и тем большим диссонансом выступают две эротические сцены. Конечно, когда мы говорим о таком первоисточнике - они нужны, но для меня просто отвратительны. Особенно та, где Ло на коленях у Гумберта и при этом читает детский комикс. Это такая мерзкая, бьющая под дых аллегория. Нет, я не могу сказать, что постельные сцены продолжительны или очень откровенны, но, в данном случае, режиссер сыграл на психологии. Это намного более ужасно.
Музыка... сама по себе большая сила, музыка Эннио Морриконе - это что-то магическое. Музыкальное сопровождение я бы сказала, меланхолично-трагичное, отлично вписывается в общий тон картины и также, как и операторская работа, окрашивают картину и делают ее законченной.
Из всей этой идеально построенной схемы, конкретно для меня выделяется, как не пришей козе баян финальные сцены с Куилти. Абсолютно непонятно, зачем это было снято в абсурдно-гротесковой манере, больше похожей на трагикомедию. Режет глаз, не нахожу этому логичного оправдания.
Перевод прекрасный, очень точно подобраны голоса дублеров. Плюс, на протяжении всего фильма мы будем слышать закадровый голос (мысли) главного героя. Эта тема очень здорово помогает понять характер и сущность героя, мотивы его поступков.
Любил ли Гумберт Лолиту? Он болел ей, желал обладать ей физически и духовно.
Любила ли Лолита Гумберта? Однозначно, нет. Она играла, и это была игра на грани. Но любая игра когда-то надоедает.
Много лет, распределяя степень ответственности и вины, я в уме держала цифры 55% против 45%, где 55% процентов отдаю Гумберту, а 45 - Лолите. Почему, спросите Вы? Ведь вина Гумберта значительно больше.
Считаю ли я Гумберта педофилом? Нет. Защищаю ли его? Нет. Осуждаю? Нет ответа.
Для меня, Гумберт неполноценный человек. Да, он вырос физиологически, и даже постарел. А вырос ли он психологически, или остался все тем же мальчишкой? На мой вкус, он застрял как личность на возрасте 14 лет, и его развитие в этом направлении остановилось. Кто-то умеет быть сильным и стойким всегда, а кого-то трудности "ломают" полностью, Гумб оказался из таких.
Понимает ли Гумберт, что не совсем здоров? Да. Оправдывает ли себя? И да, и нет, но больше да. Он не борется со своей пагубной страстью, а может, просто не может?
Эти мысли много лет сидели в моей голове. Сейчас же, посмотрев фильм в очередной раз, все поменялось, я как будто посмотрела его впервые. Ну, конечно, Гумберт виноват на 90% точно. Да, по-прежнему считаю его не совсем здоровым психологически, но раз он может анализировать свои мысли, понимать свои поступки - он монстр, пусть и вынужденный. И пусть в свои 12 Лолита выглядит старше, это пофиг, она может выглядеть даже на 20, но ум у нее детский. Она ребенок. Да, своей развязностью она дала больному человеку шанс, считая это игрой. Пожалела ли она потом? Точно да. Но я вот думаю, а чтобы было, если б этого шанса не представилось? Изнасилование?
Гумберт - эгоист до мозга костей, свое раздутое эго он ставит на первое место. Он получил, что хотел - это да, но он не принимал Лолиту как личность, ему хотелось запихнуть ее в свой детский идеал, коим девочка не являлась от слова совсем. Безграничный контроль и мания, но ведь дети имеют свойство вырастать... и что тогда?
Джереми Айронс - честно скажу, внешность этого актера вызывает у меня отторжение, в нем есть что-то противное мне. При этом - он идеальный Гумберт для меня, вот реально, выбор режиссера был гениален. Айронс - британец, человек с аристократичным лицом, тонкими чертами, сдержанный внешне. Это то, что нужно, добропорядочный внешне, "гнило-тараканистый" внутри.
Работу актера оцениваю высоко. Монотонно выражать разных спектр эмоций - это нужно уметь, это нужно понимать, тонкая игра. Раздираемый страстями человек, прячущийся за внешне холодной оболочкой.
Доминик Суэйн - звезда этого фильма, ее игру оцениваю даже выше, чем Джереми Айронса, ну вот реально. На момент съемок актрисе было 17... блин, мне даже сложно представить, чтобы было, если бы режиссер на роль Лолиты выбрал актрису-ребенка. Думаю, такой фильм не вышел бы в прокат.
Чертовски органично Суэйн сумела воплотить свой образ. Все эти кривляния и томные взгляды одновременно, перемены настроения по сто раз на дню, и самое главное детская непосредственность припорошенная развязной сексуальностью. Такую игру не часто встретишь, жаль, что работу актрисы как-то не отметили. Не знаю, как было на самом деле, но на экране кажется, что Доминик не пасовала перед именитым Айронсом. Их связка ужасна-нелепа-противна, но и органична одновременно.
Мелани Гриффит - тоже, вполне себе убедительна в роли нервно-курящей мамаши. Ее роль довольно мала, но отлично показывает, что Лолите нашей Набоковне было в кого пойти. Мы дети своих родителей, как ни крути.
Перед нами экранизация книги Набокова. Смотря фильм, я понимаю, да, это снято по книге. На моей памяти не было еще ни одной экранизации, хотя бы на 80% соответствующей оригиналу. Часто это просто невозможно: правильно и понятно показать все мысли и задумки автора. Фильм "Лолита" я считаю хорошим адаптантом. Да, много моментов из книги опущено, но хронология и суть - они на месте, они воплощены.
Безусловно, эта история - драма... от начала и до конца. Финальный кадр, как последний гвоздь в крышку гроба, расставляет все по своим местам и рассказывает: как закончилась история Гумберта и Долорес, Лолиты, Ло...
В любом случае, виновник в этой истории один - Набоков.
ИТОГ: однозначно, рекомендую к просмотру, во-первых, как хорошую, приближенную к оригиналу экранизацию; во-вторых, как неоднозначный фильм, где, практически каждый, с пеной у рта будет доказывать свою правоту... а есть ли она?
Для миссис TOG:
Рейтинг:
КиноПоиск - 7,6.
IMDb - 6,9.
На этом у меня все, на связи была Наташа.
Давайте вести себя плохо!
Всем пока и удачи в жизни!
Мои отзывы на фильмы.