Всем привет. Хотелось написать в названии приписку "отзыв психолога", но мне показалось это чем-то пафосным, да и не престало обычным психологам копаться вопросах педофилии. Как известно педофилия - это медицинский диагноз и это расстройство полового влечения, а не просто прихоть, как многим может показаться. Вопрос в том, что многие люди живут годами с этим диагнозом и могут его контролировать с помощью препаратов или усилием воли. А могут не контролировать и давать выход своей потребности.
год 1997
страна Франция, США
слоган «Watch it and make up your own mind»
режиссер Эдриан Лайн
Пишу под впечатлением вновь пересмотренного фильма 1997 года, но сначала я перечитала книгу, мне очень хотелось синхронизировать события и там и там, сличить отличия и расхождения. Хочется отметить, что фильм, несмотря на то, что рассказывает о пороке и о трагедии, снят великолепно и захватывающе.
Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.
Повествование идёт от лица главного героя Гумберта (Джереми Айронс) – преподавателя французского, который приехал в небольшой американский городок и снял комнату в доме Шарлоты Гейз (Мелани Гриффит). У Шарлотты была 12-летняя прехорошенькая девочка Лолита, которая и стала объектом вожделения и обожания нашего героя.
Это была любовь с первого взгляда, с последнего взгляда, с извечного взгляда.
В самом начале кино есть момент воспоминаний Гумберта о своей личной трагедии, откуда, по его мнению, могла взяться эта аномальная тяга к нимфеткам.
Долго после ее смерти я чувствовал, как ее мысли текут сквозь мои.
И заметьте, нимфетки это далеко не все девочки пубертатного возраста, тут намного больше критериев и требований.
А теперь хочу изложить следующую мысль. В возрастных пределах между девятью и четырнадцатью годами встречаются девочки, которые для некоторых очарованных странников, вдвое или во много раз старше них, обнаруживают истинную свою сущность – сущность не человеческую, а нимфическую (т. е. демонскую); и этих маленьких избранниц я предлагаю именовать так: нимфетки.
Лолита (Доминик Суэйн). Я не знаю, как можно было найти и снять более настоящую Лолиту.
В ней ВСЕ: и непосредственность взбалмошного ребёнка, и строптивость, и вульгарность, и соблазн, и дурачество. Одним словом - чертовка!!!
Она такая, какая должна быть по книжке, и такая, какой её рисует моё воображение. Более гармоничной Лолиты сложно придумать.
Единственный момент. Лолита выглядит несколько переростком для своих 12 лет. И не мудрено, в реальности на начало съёмок ей было 15, вот на 15 лет она и выглядит.
Гумберт, на мой взгляд, идеален тоже своей игрой и подачей. Это мужчина около 40 лет, интеллигентной наружности и каким-то детским отрешенным взглядом, растерянным, как будто стыдящимся своих желаний и фантазий.
Всё сцены сближения с Лолитой были отыграны великолепно.
Мораль. Когда я впервые прочитала книгу в лет 18 и посмотрела фильм годом позже, у меня было совершенно другое мнение по поводу этой истории, чем сейчас. Тогда мне казалось, что это вот такая любовь зрелого мужчины к подростку, вот такая она больная, воспаленная, но ведь и такое может быть в жизни! Тем более Лолита сама его соблазняла и играла с ним. И почему она сбежала, он ведь ей все давал?
Сейчас мне без малого 34 и я смотрю на эту историю, как на трагедию ребёнка. Не Гумберта, а именно Лолиты. Да, она его соблазняла, но психика её не сформирована и она сама не отдавала отчёт своим действиям, для нее это игра здесь и сейчас, а не жизнь длиною в бесконечность.
По сути, у Лолиты было явное нарушение привязанности, как у деток в детдомах, матери своей она была не нужна, близких у неё не было, и Гумберт был единственным объектом, к кому она могла бы привязаться и получить ласку и любовь.
Хотя опять же, тут происходил абсолютный раскол восприятия мужчины и мира в целом: ночью он похотливый мужлан, который принуждает её ко всему тому, что сам захочет. А днем для всех он её отец.
Мне хотелось плакать, глядя на эту девочку, она могла играть какого угодно вызывающего и невоспитанного дьяволенка, но душа у неё ребёнка, который был лишён всех тех стадий развития, который должен проходить ребёнок, чтобы психика его окрепла и жизнь состоялась. Поэтому пересматривая фильм сейчас, у меня абсолютно не осталась вопросов, почему Лолита сбежала, она думала, что где-то там, ей будет лучше, чем так...
Мой отношение к Гумберту. Возможно, именно подростковая травма от потери любимой и вызвало у него это отклонение - влечение к девочкам пубертатного возраста.
Но эта мимозовая заросль, туман звезд, озноб, огонь, медовая роса и моя мука остались со мной, и эта девочка с наглаженными морем ногами и пламенным языком с той поры преследовала меня неотвязно – покуда наконец двадцать четыре года спустя я не рассеял наваждения, воскресив ее в другой.
А может быть, у него изначально были предпосылки к этому расстройству. Кроме осуждения, Гумберт вызывает и жалость тоже, особенно в финале фильма, когда он абсолютно опустошен, раздавлен и лишён смысла жизни.
Можно обладать каким-то скрытым пороком и пристрастием, но можно держать его при себе, тем более в книге описывается его жизнь до Лолиты. Он пытался жить обычной жизнью и даже был женат, но знакомство с Лолитой, как будто сорвало цепи, которые сдерживали его педофилию. Несмотря на осуждение, я все-таки думаю, мне хочется так думать, что он полюбил Лолиту.
И я глядел, и не мог наглядеться, и знал – столь же твердо, как то, что умру, – что я люблю ее больше всего, что когда-либо видел или мог вообразить на этом свете, или мечтал увидеть на том.
Он ведь осознавал, что она переросла нимфетку, что она увяла в том плане, в каком его изначально привлекла. Тем более он видел ее необратимое положение, но он предложил ей эти 25 шагов до его машины, и жизнь с чистого листа в её уже 17 лет. А может это были просто воспоминания о той Лолите, которая его свела с ума?
Мелодия, которую я слышал, составлялась из звуков играющих детей, только из них. Стоя на высоком скате, я не мог наслушаться этой музыкальной вибрации, этих вспышек отдельных возгласов на фоне ровного рокотания, и тогда-то мне стало ясно, что пронзительно-безнадежный ужас состоит не в том, что Лолиты нет рядом со мной, а в том, что голоса ее нет в этом хоре.
Интересные факты о фильме:
На роль Гумберта изначально приглашали Дастина Хоффмана, но он отказался из-за съемок в другой картине. Роль Лолиты предложили Натали Портман, но она тоже ответила отказом, из-за религиозных убеждений. Пробы проходили около 2500 актрис, на роль утвердили 15-летнюю Доминик Суэйн.
В совместных сценах между девочкой и Джереми Айронсом прокладывали подушку. А в интимных сценах ее заменяла дублерша, так как по американскому законодательству несовершеннолетние актрисы не могут участвовать в съемках сцен полового акта.
Фильм Адриана Лайна был запрещен в Австралии до 1999 г. за «пропаганду педофилии», еще 24 страны запретили или ограничили его к показу. До сих пор в странах Европы диски с «Лолитой» разрешено продавать только совершеннолетним.
Фильм трагедия, катастрофа, но он достоин чтобы его посмотрели. Красивая игра актёров, достоверно переданная атмосфера конца сороковых годов, прекрасная Лолита и потерянный порочный Гумберт.
А какое музыкальное сопровождение!!! В Лолите звучит музыка великого Эннио Морриконе.
Несмотря на сексуальный подтекст фильма, в нем нет как таковых откровенных эротических моментов, можно сказать есть околоэротичные сцены, не более того. А вот актёры все равно смогли донести запретный секс своей игрой.
Рекомендую фильм к просмотру, но не всем. Излишне пуританского нрава людям лучше не смотреть, потому что скажут "фи".
Всем пока, спасибо что читаете.