Старый порт неразрывно связан с главной исторической и архитектурной достопримечательностью Анталии - Калеичи, "городом в крепости" (тур. Kaleici "kale" - крепость, "ici"- дом, ), который известен со II века до н. э., о чем свидетельствуют ворота Адриана (триумфальная арка в честь римского императора) и башня Хыдырлык того же периода.
Причина строительства башни все еще является предметом загадок. Хотя башня и напоминает по плану мавзолей Римского периода, по всей видимости, башня служила маяком и выполняла роль сторожевой башни для гавани.
Большинство туристов, в силу того, что покупают экскурсии, начинают осмотр Калеичи сверху и на порт взирают с одной из смотровых площадок. Например, от лифта вид на порт именно такой.
Предполагаю, что после трех-четырех часов на ногах, проведенных среди достопримечательностей Старого города, сил уже остается только посмотреть на порт с высоты. Во всяком случае, у меня ноги требовали безотлагательного отдыха и подзарядки. И хорошо, что не оставили порт "на потом", соблазнившись легким подъемом на лифте.
Как уж там построена экскурсионная программа - не знаю наверняка, но мы начали осмотр достопримечательностей снизу, поскольку прибыли в Анталию по морю. И в скором времени (после покупки обратных билетов) обратили внимание на башню лифта, возвышавшуюся над портом, о которой мы слышали, что она есть как теперь мне стало известно, построенную совсем недавно - в 2014-м. Воспользоваться этим полезным инженерным сооружением можно совершенно бесплатно, только снизу придется отстоять очередь. А возвращаясь в порт после осмотра Калеичи, мы почти никого на спуск не обнаружили. Кабина лифта вмещает человек 12-ть (не помню точно) и в 17.00 была полупустой.
На фото лифт в центре, виднеется за деревьями (кстати, есть туалеты рядом с ним, внизу и на верхней площадке).
Рядом с белым маяком находятся кассы, где можно купить не только билет на катер, но и единую транспортную карту Анталии и тут же, в двух шагах, полицейский дежурный пункт.
Набережная имеет протяженность 350м, если хотите пройтись от маяка до маяка - весь периметр, то выйдет 500м. Совсем не много.
Так что гуляем не спеша, рассматриваем популярное туристическое место и получаем удовольствие. Офис морской полиции (Deniz limani seaport divizion - на синей табличке) разместился в симпатичном четырехэтажном здании, перед которым на площадке открытое кафе.
И не одно! И все оформлены так мило и нарядно, что велико искушение присесть.
Турецкое мороженое дондурма, которым торгуют со специальных лотков, обязательно присутствует во всех туристических/многолюдных местах. Продажа рожка с дондурмой непременно превращается в небольшое шоу из смеси фокусов и жонглирования. Благодаря вязкой консистенции, дондурма прилипает к специальной железной лопатке, а продавец использует это качество, чтобы развлечь и даже удивить покупателя.
Главные ингредиенты, которые придают дондурме характерную вязкость – это салеп и мастика. Салеп в свою очередь представляет собой муку из клубней дикой орхидеи, а мастика – ароматическую смолу мастикового дерева. Кстати, именно благодаря колоссальной популярности дондурмы, запасы салепа в стране настолько сократились, что его экспорт оказался под запретом.
Cреднестатистический житель Турции в год съедает около 2,8 литров дондурмы
Еще одно преимущество дондурмы перед обычным мороженым – она довольно долго тает, что очень важно для жаркого Средиземноморского климата. Такой десерт можно есть даже в зной, медленно наслаждаясь его вкусом.
Экскурсии на "пиратских" кораблях отправляются из нового порта Анталии - находится в районе Конъялты на юго-западной окраине города. А здесь только небольшие прогулочные суда, яхты и катера.
Стены Калеичи, обступившие акваторию порта, производят впечатление абсолютно неприступных.
Цены в кафе под ними не настолько грозные: пицца или спагетти - 25-35TL/~5-7$.
Но туристов больше привлекают кораблики. Может быть, просто время обеда еще не подошло
Признаться, я тоже могу рассматривать их очень долго. И, кстати, отсюда возят к водопаду Дюден, в том числе на небольших катерах.
В древности вход в крепость со стороны порта был один-единственный (так легче было держать оборону), а когда она утратила свое оборонительное значение, то появились дополнительные лестницы и улочки, ведущие на ее территорию, соединяющие набережную со Старым городом.
Под стенами крепости стоит миниатюрная Iskele Camii (Iskele переводится как "пирс", camii - мечеть, возможно, по смыслу - Береговая Мечеть).
Мечеть Искеле — небольшая мечеть... расположена на берегу яхтовой гавани, совсем недалеко от воды. Под высокими крепостными стенами, утопающая в буйной южной зелени мечеть вместе с минаретом кажется совсем миниатюрной.
Мечеть была построена в конце XIX века из камня...конструкция опирается на четыре колонны, между которыми из земли бьет родник.
Это мы уже на противоположном крыле набережной. Отсюда можно подняться по лестнице наверх для начала осмотра Калеичи.
Или задержаться еще и пройтись по волнорезу к маяку - сделать несколько фото порта с другого ракурса, полюбоваться на простор моря и береговую линию Анталии.
Такой вид на Старый порт с волнореза.
Как добраться:
До бульвара Ататюрка, который огибает 2/3 Калеичи по периметру - выйти возле ворот Адриана, остановка Gulluk/Güllük - обозначена в схеме движения городских автобусов на фото.
От автовокзала (Otogar) - TC93
От супермаркета Migros 5М - KL08
Выйти можно и на Tophane parki - большая площадь рядом с лифтом. Имейте в виду, что на схеме обозначены только ключевые остановки маршрута, крупные. А так водитель останавливает по требованию - надо нажать кнопку на поручнях у двери. Не стесняйтесь спрашивать: даже если в автобусе не окажется никого, кто понимает по-русски, Вам все равно помогут выйти там, где надо. Заучите одно только магическое слово - "Калеичи" и этого будет достаточно
На скрине стрелочками обозначены местонахождение лифта (слева) и остановки автобуса в 50м от ворот Адриана.
Оплата производится при посадке общей транспортной картой Анталии или бесконтактной банковской картой. Наличные водитель не примет, но существует вариант (на крайний случай) предложить кому-нибудь из пассажиров свои купюры, чтобы заплатили картой. Такое может пройти, если найдется желающий вам помочь: мы не рассчитали сумму, которую надо положить на карту и на обратную дорогу не хватало лиры и полутора, за нас любезно согласилась доплатить в автобусе молодая турчанка. Стоимость проезда 2,6TL/~0,5$.
Ну, и для тех, кто отдыхает в Кемере, существует возможность добраться по морю:
расписание катера, наверное, может меняться, но в мае был рейс в 10.30 на Анталию, 50 мин в пути - 15TL/~3$ один билет. Касса у проходной порта Кемера - уточняйте.
Старый порт в Анталии необычайно красив и прогулка по набережной совершенно не обременительна. Наоборот, дарит только самые приятные впечатления.