Казалось бы, о Джокере уже все узнано, и кто только его ни играл: и Хит Леджер, и Джаред Лето, и Джек Николсон, но тут совершенно новое прочтение злодея комиксов, которое не так однозначно, как было раньше. Ни в какой чан с кислотой он не падал и в армии не служил.
И главным его антагонистом становится Готэм. И этот город поражает своей враждебностью, мрачность, неухоженностью, неустроенностью, вечными облаками над ним. Не станет человек в нем долго жить, но Джокер, точнее, Артур Флек в нем родился и в нем пребывает. Город давит на него и относится к нему недружелюбно.
Сама ситуация Артура до боли знакома всем, у кого в жизни все не так однозначно: уход за матерью, работа, которую хочется сменить, кумиры, стремление к любви и счастью, психическое заболевание, которое глушится таблетками... И все меняется, когда сильные мира сего начинают показывать наплевательское отношение к простым гражданам. Отсюда и рождается то, что происходит дальше по сюжету.
Хоакин Феникс просто гениален в этом фильме, и я видела в нем, как он перевоплощался в Джокера и как это ужасающе и пугающе. Никакого геройства, никаких спецэффектов, но пробирает до мурашек. Его "Оскар" заслужен. Другие актеры также играют на уровне, но Джокер - это главный герой, поэтому остальные - это не фон, конечно, но они помогают понять главного героя как можно лучше.
Особенное значение приобретает музыка, и она мрачная, пугающая, безнадежная, а песня танца Джокера на лестнице - это отдельная тема, и танец завораживает, и это танец победителя и триумфатора.
Этот фильм социальная драма, и это драма как общества, так и отдельного человека в ней. Герой вызывает и сострадание, и непонимание, и ненависть, он не ангел, но и не демон, который сам себя таковым сделал. Это все общество, которое равнодушно к таким, как он, но это общество и само больное. Рекомендую посмотреть всем, кто хочет разобраться, как человека формирует его окружение и общество в целом.