Опубликовано 4 Январь, 2025 - 16:47

  • Опыт использования:
    год или более

Добрый вечер!

Фильм "Ирония судьбы, или с легким паром!" вот уже на протяжении почти двух десятков лет показывают все основные (а также менее популярные) каналы. Почему-то именно этот фильм стал ассоциироваться с классикой новогодних фильмов. Хотя, на мой скромный взгляд, для новогодней истории этот фильм слишком нестандартный. Идеальными фильмами для новогодних праздников являются такие легкие и изящные комедии, как "Чародеи", "Карнавальная ночь", "Ночь перед Рождеством" и др.

Но вот с чьей-то подачи именно "Ирония..." была выбрана самым новогодним фильмом в жанре комедии. Хотя если точнее обрисовать жанр этого фильма, то можно обозначить его комедией положений с элементами мелодрамы. Снят фильм снят еще в далеком 1975 году режиссером Эльдаром Рязановым. Впервые этот фильм я посмотрела в детстве, и помню, что он вызвал у меня бурю эмоций - восторг, удивление и неподдельный интерес, чем же все закончится у Нади и Жени. К сожалению, первый раз я посмотрела только 1 серию фильма, поскольку он шел в новогоднюю ночь до и после полуночи. И на второй серии меня отправили спать, пообещав разбудить. Естественно, фильм я до конца не досмотрела)))

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975, фильм)
В следующий раз я увидела эту картину уже через несколько лет в юности, и у меня она вызвала совершенно другие чувства. Я сочувствовала всем героям картины, ведь они были одинокими. А вот сейчас, находясь в возрасте этих героев, я совершенно по иному смотрю на героев этой истории. Она вызывает смешанные чувства, и заставляет задуматься над тем, как фильм с таким "оригинальным" сценарием и нестандартными героями (по меркам советского кино) мог быть снят да и еще как комедия.

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975, фильм)
Сюжет фильма. Думаю, что нет смысла пересказывать сюжет кинокартины. Все и так хорошо помнят все хитросплетения этого (не)затейливого сценария. Но если вдруг кто-то запамятовал, то вкратце напомню. Женя Лукашин в канун Нового года идёт на встречу со своими школьными друзьями. По старой традиции (а она у них оригинальная) они встречаются не где-то (каком-то более привычном месте типа пивной), а в...бане. По странному стечению обстоятельств, это баня оказывается рядом с аэропортом. 😄 Порядочно напившись, друзья Жени (вот это друзья😉) решают, что должны отправить Женю в Ленинград, случайно спутав его с другим другом (собутыльником), который должен был отправиться в Ленинград к своей жене встречать новый год.
Ирония судьбы, или С легким паром! (1975, фильм)
А дальше череда случайностей приводит Женю в квартиру с точно таким же адресом, что и в его московской прописке к героини Надежде, которая ровно в этот момент сама приходит домой для того чтобы отпраздновать новый год со своим женихом. Ситуация накаляется и по той причине, что именно по этому же сценарию новогодняя ночь должна была пройти и у Жени Лукашина, которого в Москве ждет без 5 минут невеста Галя, которой он должен сделать предложение под бой курантов.

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975, фильм)
При просмотре фильма возникает легкое недоумение от всего происходящего. Абсолютно незнакомый человек мог попасть в чужую квартиру, хозяйка которой от безнадеги решает встретить новый год с первым попавшимся человеком (пьяницей,мошенником). Особенно забавным для меня выглядит эпизод с отправкой Жени в Ленинград. Для чего друзья так налакались, что забыли, кто и куда идет встречать новый год (и летит). Именно таким вопросом задался и другой герой фильма:

"Он что чемодан, что его упаковали и отправили?". Конечно же, тонкая ирония авторов фильма о всем типовом и стандартном в Советском союзе вполне понятна, но все сюжетные перипетии выглядят совсем не реалистично, даже для новогоднего сценария.

Второй вопрос следует за первым: почему Женя так быстро забыл о своей невесте из Москвы, встретив Надю в Ленинграде? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно немного рассмотреть психологический портрет главных героев этой истории.

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975, фильм)
Женя Лукашин. Если в самом начале фильма герой Андрея Мягкова предстаёт забавным растяпой, то ближе к концу его личность раскрывается совершенно с другой стороны. Он оказывается не таким уж тюфяком, каким кажется сначала. Даже род его деятельности - врач-хирург уже вроде бы намекает на то, что это тот человек, который может быть жестким и решительным. И это как то не вяжется со всем тем, что представлено в первой серии фильма. На мой взгляд, герой Андрея Мягкова - типичный образец закоренелого холостяка. Не последнюю роль в этом играет и образ его матери. Эта та женщина, которая является для Лукашина идеалом. Причем идеал этот будет всегда недостижим. Не зря он сам так говорит матери:

"Никто не сможет лучше чем ты позаботиться обо мне".

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975, фильм)
Интересно наблюдать за характером героя в отношении Гали (не)состоявшейся невесты) и Нади. С каждой из них герой Мягкова раскрывается по-разному в зависимости от обстоятельств. Если с напористой Галей он мягкий и пассивный, то в отношениях с Надей наоборот становится самоуверенным и даже настырным.

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975, фильм)
В целом, Женя Лукашин в моем понимании очень специфичный "жених", поскольку в некоторых сценах его поведение выглядит неприличным и даже наглым. Например, в сцене, когда он выпытывает возраст Нади и причину, по которой она одинока. Или то, как он дает оценку блюдам с новогоднего стола, которые только что сожрал: "Готовить вы не умеете, это не заливная рыба!". Конечно, он не лишен положительных черт, но вот при детальном рассмотрении Лукашин обладает чертами типичного холостяка и занудством старого брюзги. Ну вот это вот его:

"Я как представлю, что она будет ходить туда-сюда мимо меня".

Надя Шевелева в исполнении актрисы Барбары Брыльской получилась на редкость прекрасной. Актерская игра в фильме в целом не просто на достойном уровне, а изумительна. Это одно из достоинств картины, которое делает ее непревзойдённой классикой. На мой взгляд, полькая актриса слишком красива для роли скромной советской учительницы. Лично для меня в фильме существует диссонанс между внешностью Брыльски и образом героини. Слишком модно и хорошо одета учительница. К тому же утонченная красота Брыльски с налетом европейской раскованности и дерзости совершенно не вяжется с образом милой нежной и романтичной одинокой учительницы русского языка и литературы.

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975, фильм)
Если вначале Надя создает впечатление понятной и очень приятной героини, то в последующем ее образ заставляет задуматься. Первое, что обращает на себя внимание, это вопрос, почему такая красивая, умная женщина до сих пор одна. Она неплохо готовит (критика зануды Лукашина не в счет, он и не готовит вовсе, за него это делает мама), умеет дружить, играет на гитаре и поет (конечно голосом Аллы Борисовны, но не суть). У женщина с массой достоинств должна быть веская причина, по которой она до сих пор не замужем. Сама Надя говорит об этом:

"Он был женат, он и сейчас женат".

То есть мы можем сделать вывод, что Надя ждала, когда ее любимый оставит семью, и делала это довольно долго. Тут может возникнуть следующий вопрос: как такой пассаж в сюжете пропустила советская цензура. Одинокая учительница в советской фильме, это еще куда ни шло. Но вот учительница, имеющая любовника и пытающаяся увести мужчину из семьи, это как то уж очень странный пример положительной героини. Но дальше - больше.

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975, фильм)
И вот каким-то непостижимым образом Надя знакомится с Ипполитом, перспективным и явно не бедным женихом. Но с него же он на нее упал, она сама его выбрала. Следовательно, он выбирает мужчин определенного круга, и на меньшее она не согласна. Не за обычного сантехника или физрука Надя выйдет замуж. Здесь как то не хочется, но напрашивается вывод, что Надя разборчивая невеста, даже расчётливая и не так проста, как кажется на первый взгляд. Если копнуть еще дальше, Ипполит - это запасной аэродром, тот вариант, который подходит для новых отношений. Надя знает себе цену, и слишком самодостаточна, и эта психологическая черта никак не вяжется с портретом тонкой, личной и одинокой учительницы.

Галя. Невеста Жени Лукашина, с которой он встречается два года. Мама Лукашина так характеризует Галю:

"Она неглупа, воспитанна..."

Также она красивая и достаточно модная девушка. Не совсем ясно, чем так тюфяк Лукашин ее привлек что она сама готова сделать ему предложение руки и сердца. Не похоже, что у нее есть недостаток в поклонниках и друзьях. В самом начале фильма она вскользь упоминает какого-то друга, который предлагает встречать новый год в ресторане или монастыре. Но, похоже, Галина, очень влюблена в Женю, поскольку намеревается заставить его сделать ей предложение. Она явно доминирует в их отношениях, и неприкрыто командует Лукашиным. "Я хочу встречать новый год с тобой, твоя мама все приготовит и уйдёт, и оставит нас вдвоем". Когда же Женя робко пытается возразить ей и предлагает пригласить друзей, то Галя безапелляционным тоном отрезает: " Обойдутся! ". Для Гали новогодняя ночь - это судьбоносное время, когда она ожидает предложение руки и сердца от Лукашина и хочет окончательно закрепить свой статус. Ее действия выглядят агрессивно, и она, словно хищная рыба, которая вцепилась мертвой хваткой в Лукашина под молчаливое согласие его мамы.

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975, фильм)
Ипполит. Это последний из любовного четырехугольника персонаж. Отталкивающий персонаж с самого начала его появления в кадре. Даже не знаю, кто из двух - Женя или Ипполит хуже. Наверное, все-таки Ипполит. Несмотря на приятную внешность, дорогую одежду и другие достоинства Ипполит самый настоящий тиран, или выражаясь современными терминами - абьюзер. Он самолюбив, ревнив до бешенства, а также обладает чертами манипулятора и нарцисса. Ипполит явно имеет хорошую должность, поскольку он обладает личным автомобилем, что по меркам советского времени - один из признаков достатка. Ну а французские духи в качестве подарка невесте на новый год говорят о далеко идущих планах Ипполита в отношении Нади. Вероятно, в профессиональном и материальном плане Ипполит уже преуспел, и единственное, чего ему не хватает для статуса - красивая покладистая жена. Еще не сделав Наде предложение и официально не являясь даже ее женихом, он ведет себя так, будто Надя уже его личная собственность, которой он уже предъявляет собственнические претензии и указывая на ее недостатки:

"Он пришел к тебе, потому что ты безалаберная!"

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975, фильм)
Никто из этих персонажей мне не кажется положительным. В каждом есть какая-то отталкивающая черта, которая не дает сопереживать этому персонажу в полной мере.

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975, фильм)
Единственный положительный образ - это мамы Нади. Пожалуй, это единственный человек, которому в фильме веришь. Ну вот такая она правильная, честная и добрая, мама, какой и должна быть настоящая мама.

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975, фильм)
Как и всякий советский фильм, "Ирония... " имеет много штампов и разного рода мифологем в содержательном плане. Советский человек должен встречать новый год с шампанским и цитрусовыми с обязательным атрибутом - наряженной елкой. При этом в первых кадрах фильма апельсины продаются прямо около дома Лукашина (будто и нет дефицита и очередей).

Советский человек просто не может быть счастлив один, он обязан стать семейным человеком (и сделать счастливым другого). Потому что быть одиноким - это неприлично.

И во что бы не стало советский человек должен участвовать в жизни общества, коллектива (вспомним, как к Наденьке приходят ее подруги-коллеги праздновать новый год). И что им дома не сидится, пришли оценить жениха Нади).

Сценарий фильма для меня слишком перегружен множеством разных эпизодов, которые к месту и не к месту наполняют каждую сцену. Бесконечные приходы и уходы героев добавляют сюжету фильма юмора и комедийности, но при этом выхолащивая лирическое содержание. А мелодраматический потенциал у фильма велик.

Эльдар Рязанов всегда появляется в кадре в традиционном для себя камео
По сути это фильм о двух одиночках, которым не удалось найти свою вторую половину. И они абсолютно не согласны идти компромисс и быть с кем угодно. Немалую роль в исключительной проникновенности образов главных героев сыграла и великолепная нежная музыка М. Таривердиева, и песни на стихи известных поэтов-современников.

Операторская работа просто отличная. Долгие крупные планы, красиво обрамленная разноцветными переливами картинка новогоднего антуража в разных локациях. Визуально радуют глаз и красивые сцены заснеженного Петербурга, и кадры советского повседневного быта

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975, фильм)
Актерская игра не на минуту не дает усомнится в правдивости сыгранных персонажей. Лиризму образов Нади и Жени добавляют длинные кадры без текста, лирические отступления со стихотворными вставками. Комедийную основу фильма, безусловна задала тройка закадычных Жениных друзей в исполнении А. Ширвиндта, А. Беляева и Г. Буркова и подружек Нади (В. Талызина и Л. Ахеджакова). Как некогда актуальна сатирическая основа всей истории - высмеивание типовой застройки. Фильм Рязанова предугадывает массовую застройку окраин не только Москвы, но и других крупных городов страны.

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975, фильм)
Остается открытым и финал картины. Кого выберет Надя? Будет ли она счастлива с Женей? Или вернется к Ипполиту? Честно говоря, ни один, ни второй не тянут на мужчину Мечты. И я не знаю, может ли эта комедия стать романтической лав-стори. Здесь нет хэппи-энда, где все заканчивается свадьбой, как, например, в горячо мной любимой другой комедии мастера лирической комедии Рязанова "Служебный роман".

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975, фильм)
Фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!" - замечательный образец советской классики со всеми недостатками и достоинствами. Конечно, рекомендую!

Достоинства
  • Великолепная актерская игра
  • Дарит хорошее настроение
  • Замечательные актёры
  • Новогодний
  • Ностальгия
  • Отличная музыка
МаринаAquaрекомендует
Читать все отзывы 131
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Мне нравится этот фильм. ❤️
Другие отзывы
Читать все отзывы 131
Смотрите также