Несмотря на то, что сама являюсь поклонницей норвежского писателя Ю Несбе и практически все зимние каникулы посвятила "запойному" (по-другому не скажешь, ибо я просто не могла оторваться, буквально поглощая одну книгу за другой) чтению его детективных историй о Харри Холе, естественно, отзыв я решила оставить именно здесь. О книге "Кровь на снегу", которая хоть и не идёт ни в какое сравнение с циклом о скандальном норвежском полицейском, но все же оправдывает ожидания, возложенные на писателя.
Во-первых, как и во всех предыдущих романах, мне очень понравился язык, что он написан. С одной стороны, он лаконичен и прост, благодаря чему создаётся ощущение, будто ты вступаешь в диалог с главным героем и слушаешь его живой рассказ (в этом Ю Несбе похож на Паланика, как мне кажется). С другой стороны, он удивительно живописен и красочен. Это и пейзажи города, из-за которых невольно всплывают кадры из фильма "Залечь на дно в Брюгге". Это и фразы самого Улава (представляется героем Колина Фаррела из все того же фильма, хоть тот и темноволосый), которому не откажешь в чувстве юмора и "поэтизма" речи.
Во-вторых, Ю Несбе как всегда косвенно поднимает "скользкую" тему, которую обычно стесняешься обсуждать прилюдно. Конкретно в данном романе это - садизм и мазохизм. Рабство и господство. Доминирование и подчинение. Не сколько в физическом, сколько в психологическом смысле. Таким образом автор задаёт каверзные вопросы, крутящиеся около одного: "а что бы ты сделал, будь на месте того или иного персонажа?", заставляя читателя выйти из зоны комфорта и признаться себе во тех недостатках, в каких он в ином случае и не сознался бы. По-моему, это большой плюс как и литературы Несбе, так и "Крови на снегу" в частности.
В конце концов, как и везде, писателю удаётся интересно завернуть сюжет своего произведения. Сначала, скажем так, я морально была готова к хэппи-энду (Улав летит в Париж с Кориной, там венчается и так далее) и дальнейшему разочарованию. Да не тут-то было: развязка оказалась неожиданной, пусть и вполне закономерной, что меня окончательно обрадовало и уверило в таланте Несбе как писателя.
Несмотря на то, что "Кровь на снегу" и рядом не стоит с "Красношейкой" или "Спасителем" из, пожалуй, главного цикла Ю Несбе, для автобиографии серийного убийцы работа выполнена более чем добросовестно. Да, здесь нет отсылок к событиям, происходящим десятилетия назад. Да, здесь нет удивительного раскрытия преступлений и разоблачения коррумпированных полицейских. Зато показана поднаготная наемника, что заставляет читателя буквально влезть в его шкуру, и безумный сюжет с красочным описанием. Для подобного жанра этого более чем достаточно. Так что, по-моему, имеет смысл поставить 5 этой великолепной работе