Я - тот неразумный человек, который перед просмотром фильма читает рецензии на него)
Поэтому от фильма "Большой" я не ждала вменяемого сюжета и смотрела его только ради "красивых балеринок" и в ностальгии по "Танцующим призракам".
И знаете - фильм меня приятно удивил. Начинаясь с классических голливудских "штампов", он "раскрылся" совершенно логичным и жизненным образом, при этом, если задуматься, финал фильма позитивен и полон надежды.
Повествование в фильме нелинейное от слова "совсем". Первыми кадрами нам показывают события, которые происходят уже после финальной сцены.
Главная героиня фильма Юля Ольшанская остается в зале после общей репетиции и продолжает репетировать самостоятельно.
фильм начинается со сцены, последней в хронологическом порядке
В течение фильма действие то и дело "скачет", переносясь то в прошлое на момент поступления Юли и ее одноклассниц в хореографическое, то в "настоящее" на момент подготовки к выпускному спектаклю, то в еще более дальнее прошлое Юли.
Основное действие фильма - "настоящее", подготовка к выпускному спектаклю
флэшбэки показывают события, которые произошли около 8 лет назад
При просмотре воспринимается это нормально, но фильм из-за таких "скачков" кажется сыроватым, что нельзя не отметить как минус. Одна из линий (история с серьгами) вообще, похоже, осталась недоснятой и развязку мы узнаем постфактум из уст одной из героинь в форме диалога.
Ближе к финалу сюжет описывает события, произошедшие через 4 года после основных
Когда фильм выходит на "финишную прямую", начинаешь более-менее понимать, чем обусловлена такая странная система флэшбэков.
Насколько я понимаю, смысл был в том, чтобы показать, что абсолютно все когда-либо принятые решения влекут за собой последствия, за которые придется отвечать если не сразу, то через многие годы.
И малозначащий эпизод из прошлого может оказаться более важным, чем он казался.
"Большой" - это фильм о женщинах. В этом фильме НЕТ любовных страстей и мужчины проходят через жизни главных героинь бочком, не привлекая к себе внимания.
Фильм сосредотачивается на двух героинях - обе они талантливы, имеют шансы на хорошую карьеру в балете и они совершенно разные.
Юля и Карина
Юля Ольшанская/Ольха - девочка-провинциалка из бедной многодетной семьи, Карина Курникова - воспитанная, ответственная, старательная дочь обеспеченных родителей.
Юля и Карина
Если вы думаете, что кто-то из героинь белый и пушистый, а кто-то злобный интриган - то вы не правы.
Маргарита Симонова
Роль взрослой Юли исполнила Маргарита Симонова. И, что бы ни говорили злые языки, Маргарита играет получше многих наших отечественных звездуль, на чьи лица мы уже устали смотреть в каждой современной новогодней комедии.
Да, актриса не красавица. Но ей вполне удается изображать РАЗНЫЕ эмоции, которые соответствуют отыгрываемой сцене.
С "балетной" точки зрения Маргарита Симонова далека от идеальной балерины, она, конечно, тяжеловата.
А вот Екатерина Самуйлова, исполнившая роль Юли в детстве, напротив, являет собой образец хорошей балетной формы, любуйтесь на здоровье.
Екатерина Самуйлова
так должна выглядеть фигура юной балерины
Екатерина Самуйлова мне и понравилась и не понравилась одновременно.
Понравилось, как она "играла телом", изображая девочку с хорошими от природы данными, чей талант не "огранен" репетициями под присмотром опытного педагога.
в этой сцене Катя Самуйлова отлично изобразила одаренную, но не подготовленную танцовщицу
И не очень понравилось, как она играла лицом - по большей части она ходила все время с одним и тем же выражением лица.
Вторую главную роль (Карина Курникова) исполнила Анна Исаева. Анну тоже нельзя назвать идеалом женской красоты, но смотреть на нее приятно и издалека, и вблизи)
Анна Исаева (Карина Курникова)
По сюжету фильма девушки являются самыми "сильными" и многообещающими балеринами своего выпуска и конкурируют за сольную партию принцессы Авроры в балете "Спящая Красавица".
балет "Спящая красавица"
У каждой девушки есть свои сильные и слабые стороны.
Если кому-то показалось, что Юля Ольшанская - недооцененный талант, а Карина Курникова - посредственность, пробившая дорогу деньгами папы, то вспомните, что в самом начале фильма зрителю дают понять, что девушки имеют приблизительно равные шансы.
Да, у Ольшанской артистизм, у нее прыжок. Но ноги - у Карины! Руки - у Карины! И, главное, стабильность - у Карины.
Карина
Карина - спокойная, предсказуемая, ответственная. Она не пропускает репетиций, не хамит педагогам. Она холодно-доброжелательна и ровно относится ко всем. При этом быть балериной для нее - это действительно серьезная цель, а не каприз богатой девочки. При просмотре не создается ощущения, что "Ольха бедная, значит, ей нужнее".
прыжок Юли Ольшанской
Юля/Ольха - обладательница фантастического прыжка, коему будет посвящены отдельные сцены. Кстати, сцена из трейлера очень даже удачно обыграна и вставлена в сюжет в нужное место, а не просто добавлена для "пущего эффекта".
прыжок из трейлера
Но давайте называть вещи своими именами - Юля взбалмошна, безалаберна, непредсказуема, резка в высказываниях и мало кто захочет работать бок о бок с такой примой.
Виной всех бед Юли, которые произошли с ней в течение фильма, является сама Юля, а вовсе не чьи-то козни и интриги.
"Гений - это 10% таланта и 90% работы" - Юля частенько забывает об этом, думая, что талант и напористость "вывезут" ее из любой ситуации.
Карина, напротив, всячески демонстрирует полную отдачу и работоспособность. И, как вы уже поняли, из двух героинь мне больше импонирует трудяга-Карина.
Юля в партии Одетты
Карина в партии Одетты
В фильме мы увидим отрывки только из двух балетов - балета "Спящая красавица", где девушки не могут поделить партию принцессы Авроры и балета "Лебединое озеро", где, понятное дело, предметом интереса становится партия Одетты-Одиллии.
балет "Спящая красавица"
балет "Лебединое озеро"
Отношения Юли и Карины странные. Я бы охарактеризовала их как "они были бы подругами, если бы не..."
Но на самом деле девушки ведут себя достойно, не опускаясь до битого стекла в пуантах, а поступок Карины в финале фильма так вообще выглядит торжеством справедливости.
На роли второго плана взяли настоящих актрис, не артистов балета.
И тут, конечно, нельзя не упомянуть Алису Фрейндлих в роли Галины Белецкой.
Галина Белецкая (Алиса Фрейндлих)
Галина Белецкая - в прошлом великая прима-балерина, в настоящем - харизматичная педагог хореографического училища. Белецкая берет под свое "крыло" Юлю Ольшанскую, настаивая на том, чтобы партию Авроры в выпускном спектакле исполняла именно она.
В противовес ей директор хореографического Унтилова (Валентина Теличкина) считает Юлю Ольшанскую недостойной быть примой.
Белецкая и Унтилова
Я, наверно, никого не удивлю, если скажу, что Алиса Фрейндлих прекрасно справилась с ролью и смотреть на нее было одно удовольствие?)
Самым приятным персонажем в фильме для меня стала Таня Ефремова - "девочка с большой грудью", которая "для балета большая, а для жизни так себе".
Таня Ефремова
Именно из уст Тани мы слышим фразу, которая, на мой взгляд, является основной мыслью фильма:
- А никаких сказок и нет. Тебе придется пахать и все начинать сначала. Тебе просто вернули твой шанс.
Эта фраза про "сказок нет" вовсе не означает, что "все куплено", "все через постель" и "самому не пробиться". Она означает, что все лучшее покупается только упорным многолетним трудом и одного только шанса и единственного случая везения недостаточно.
Мне эта мысль нравится куда больше, чем сцены в современных фильмах типа того, что младший офисный сотрудник предложил прикольную идею и на следующий день его назначили топ-менеджером.
Мужчины в "Большом" проносятся мимолетной чередой бестолковых рефлексирующих существ, не способных без пинка волевых женщин разобраться с собственным спермотоксикозом, смирится с надвигающейся старостью и загрузить свою тушку на заднее сиденье машины.
Больше всего внимания уделено бывшему артисту балета Потоцкому в исполнении Александра Домогарова.
Потоцкий стал первым педагогом Юли. И даже этот мужской персонаж для меня остался не совсем раскрытым.
С остальными еще хуже.
Антуан Дюваль - стареющий солист балета, который типа должен стать увлечением одной из героинь.
Однако, история влюбленности так "отлично" показана, что лично я офигела, когда вдруг эта героиня заговорила о своих чувствах.
Злорадное хихиканье вызвал герой по имени Митя, которого я про себя окрестила "мальчик-дерево". Серьезно, ТАК плохо сыграть надо постараться.
раздражение
смущение
Еще один персонаж введен в сюжет исключительно, чтобы показать "необычный характер и нестандартное поведение" Ольшанской.
Самый приятный персонаж мужского пола появляется на 30 секунд в виде приятного баритона за кадром и его лица мы не увидим)
Историй любви как таковых в фильме нет. Акцент делается на взаимоотношениях женщин-героинь друг с другом, а мужчины лишь массовка.