Что-то потянуло меня на тему личности гения в литературе, и вспомнилось мне это творение Теодора Драйзера, которым я зачитывалась в юности, а со временем находила все больше причин любить этот роман. "Гений" - пример из жизни настоящего человека искусства, с его типичными недостатками и достоинствами.
Роман не так просто попал ко мне в руки, как того бы хотелось. Уже далекий 2007 год, я - школьница без доступа к интернету. Перечитав "Трилогию желания", которая была у меня дома, я поняла, что хочу еще. Труднее всего было найти именно роман "Гений", даже на книжных развалах не могла его отыскать.
Вскоре мне посчастливилось: я купила собрание сочинений из двенадцати томов.
Насладилась вволю. Считаю, что об этом романе должно узнать как можно больше потенциальных читателей, потому что нельзя упускать возможность насладиться прекрасным слогом автора и его умением понимать суть человеческой морали. Кстати, он наполовину автобиографичен!
Роман увидел свет в 1915 году. Ровно сто лет назад! Целый век... Интересный факт:
За провокационную трактовку сексуальности книга была сразу же запрещена.
О чем же этот роман? Вот, что говорит интернет:
Роман о судьбе одаренной личности, живописца в Америке конца XIX столетия, о творческих и нравственных исканиях героя.
и еще:
Герой романа — талантливый художник Юджин Витла, чьи сильные порывы сексуального желания позволяют писателю исследовать проблемы искусства, бизнеса, любви, сексуальности и морали. Юджин преодолевает тернистый путь к своей цели, которая свелась к женщинам и искусству. Это сделало пустыми его творческие работы. Однако он не сломался после того, как пережил душевный и творческий кризисы. Юджин теряет себя как художника, но открывает для себя новую сферу — «великое искусство снов».
А вот, что скажу я:
Главный герой романа - типичный творческий человек. Зовут его Юджин Витла.
Ни отец, ни мать не понимали его. Для них он был странный мальчик, мечтательный, болезненный, еще не отдающий себе отчета в том, чего он, собственно, хочет.
Мальчику этому в начале книги всего шестнадцать лет. Как это обычно и бывает с людьми творчества, он словно остается непонятым. Его не привлекает коммерция - дело, благодаря которому можно обеспечить себе небедное существование. Все, что ему нравится - это красота. Он тяготеет к природе, очарованию женщин, при этом оставаясь весьма застенчивым.
Теодор Драйзер придал ему типичную для своих героев внешность. Юджин Витла внешне похож на Клайда Грифитса, героя драйзеровского романа "Американская трагедия": бледноватый брюнет почти что астенического телосложения.
В чем же соль?
Этот роман не может не относиться к классике. Здесь поднимаются проблемы, которые существовали задолго до его написания и поныне. Благодаря своей актуальности, этот роман никогда не станет пережитком прошлого.
Люди искусства чаще и острее других людей переживают любовные (читай: сексуальные) приключения. Оно и понятно: они гораздо сильнее и ярче переживают абсолютно все свои чувства. Благодаря этому, они могут творить, но это может и сбить их с творческого пути. А поскольку слово "художник" вызывает ассоциацию "рассеянный", несложно обнаружить, что и в своей жизни они редко могут навести порядок.
Юджин в хозяйстве не применим. Для физической работы он слишком слаб, а для коммерции ему не хватает смекалки и умения "впаривать" товар. Он прям и открыт, но нетвердо стоит на ногах... Настолько, что подкосить его может лукавый и многообещающий взгляд красивых женских глаз.
Почему стоит читать этот роман?
Моя любимая причина, касающаяся не только книг, но и всего на свете - почему бы нет?
Во-первых, это классика, заслуживающая уважения. Не потому, что критики и литературоведы так сказали, а потому что это станет понятным даже простому обывателю.
Если бы меня спросили, что такое религия, я бы сказал, что это примочка, накладываемая человеком на душевные раны, что это раковина, куда он заползает, чтобы укрыться от неизбежного, вечно изменчивого, беспредельного. Все мы ищем чего-то безусловного и создаем его себе, если не находим.
Во-вторых, в роман вплетаешься сразу, он не отпускает до самого конца. Здесь не срабатывает "правило двадцати страниц", когда приходится прикладывать силу воли, чтобы наконец пристраститься к книге.
В-третьих, это лучший способ расширить свое мировоззрение. Творческие люди наверняка узнают несколько собственных черт, а для других станет окончательно понятно, чем и как живут и дышат люди "не от мира сего".
Еще о гениях: роман Зюскинда "Парфюмер. История одного убийцы"