Опубликовано 25 Январь, 2020 - 20:57

Привет всем! Smile

Спешу поделиться своим впечатлением о новом фильме Селин Скьяммы (или Сьяммы) "Портрет девушки в огне", 2019:

Портрет девушки в огне
Селин выступает в нем и как режиссер, и как автор сценария.

Нужно сказать, что в большинстве своих работ она разворачивает темы нестандартных, практически запретных до недавнего времени, отношений: "Сорванец" - история девочки, которая выдает себя за мальчика, "Водяные лилии" - о любви девочки к сверстнице, корометражка "Полин", созданная в рамках кампании правительства против гомофобии...

Фильм очень напомнил мне незабвенную картину Джейн Кемпион "Пианино" своим настроением, чувственностью и морскими пейзажами, но если в "Пианино" рассказана история о традиционной любви, то "Портрет девушки в огне" стал главным квир-фильмом Каннского кинофестиваля 2019 года (получил квир-пальму и награду за лучший сценарий), ведь речь идет о любви двух девушек.

Сюжет без спойлеров:

Франция, 1760-е годы. Молодая художница Марианна прибывает на небольшой остров в Бретани, чтобы нарисовать портрет Элоиз — девушки, которую готовят к свадьбе с незнакомым ей итальянцем. Марианну наняла мать Элоиз, которая считает, что свадьбе должна предшествовать отправка портрета дочери её будущему мужу в Милан. Элоиз не готовилась к браку и не хочет его. Из-за этого она не намерена позировать, и ранее нанятый живописец не смог закончить работу. Марианне приходится скрывать причину приезда, и она может делать портрет только по памяти, прогуливаясь вместе с Элоиз. Постепенно между ними возникает связь.

Большую роль в фильме играет классический античный сюжет — миф об Орфее и Эвридике в изложении древнеримского поэта Овидия: девушки читают и обсуждают его «Метаморфозы», а книга появляется в кадре.

Главные роли в кино достались Ноэми Мерлан (Марианна, художница) и Адель Энель (Элоиз), в жизни Адель и режиссер Селин Скьямма являются парой.

- Не хотела бы я быть на вашем месте... - Вы точно на нем же.

Я с первых кадров поняла, что фильм мне понравится, и обычно не ошибаюсь.

Это одна из тех камерных, минималистских (даже саундтрека в фильме нет) историй, в которых любуешься каждым кадром. При этом все выглядит очень просто и естественно, и красота всех женщин натуральная и пленительная, Ноэми Мерлан настоящая красавица, Адель Энель невероятно харизматична.

Портрет девушки в огне
Портрет девушки в огне
Портрет девушки в огне

В фильме совершенно нет ничего пошлого и даже слегка коробящего (как в провокационных "Жизни Адель" Кешиша или "Любви" Ноэ, например), мне, как гетеросексуальной зрительнице, было приятно смотреть картину, более того, я сама будто влюбилась в Марианну)

Портрет девушки в огне

Это больше чувственное, романтическое кино о слиянии двух молодых женщин, которые были готовы к любви и одиноки, а Элоиз и вовсе практически изолирована, поэтому неудивительно, что они стали тянуться друг к другу. Тема нестандартных отношений в закрытых женских и мужских сообществах нередка и тоже потихоньку появляется в кино (Монахиня (2013)).

Портрет девушки в огне
Отдельно порадовал фрагмент с фольклорной песней, которую поют девушки на ярмарке - очень впечатляюще, взывает к каким-то первобытным неопределенным ощущениям, которые, в итоге делают фильм цельным и "твоим" - грань между тобой и телевизором с фильмом стирается. Это редкость.

Также отметила бы работу художника по костюмам и оператора - очень эстетичны и нежны все кадры на берегу океана, особенно в эпизоде с палантинами.

Портрет девушки в огне
Портрет девушки в огне

Кадры на берегу вновь вызывают ассоциацию с "Пианино" Кемпион:

Портрет девушки в огне
Съемки в помещении напоминают теплую картинку из 90-х, будто фильм снят на пленку:

Портрет девушки в огне
Портрет девушки в огне

Картина не лишена символов: например, интересная ассоциация - первый поцелуй девушек случается в узком ущелье на берегу. А этот кадр - повитуха делает аборт молодой служанке из поместья Алоиз прямо на лежанке, где возятся дети:

Портрет девушки в огне

Символично и страшно...


Готовя отзыв, я прочла интервью Селин и мне очень понравилась её мысль, ведь это так верно:

...Можно сказать, что я как женщина всю жизнь любила фильмы, которые презирали меня как женщину. И именно поэтому мы, женщины по другую сторону камеры, можем предложить столько. Наш взгляд гибриден: мы знаем мужской взгляд, потому что в нем живем, но мы не пленены им, поскольку способны относиться к нему критически, а значит и освободиться от него.

Появляется ощущение, что скоро мы увидим новую эру замечательных работ, сделанных женщинами.

Приятного просмотра)

Спасибо)

Если вы любите фильмы о портретах, то сразу рекомендую Последний портрет (Final Portrait) Стенли Туччи.

А здесь еще прекрасные фильмы, в том числе документальные, и сериалы)

cosmonavkaрекомендует
Читать все отзывы 9
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 9
Смотрите также