Я читала немало книг Лукьяненко, но до "Лабиринта отражений" добралась только сейчас, хотя книга была написана давно, в 1996-м году, когда до массового распространения интернета было ещё далеко. И я уверена, что те, кто читали книгу в те годы, были поражены новой, интересной вселенной и созданной писателем виртуальной реальностью. Этот роман в каком-то смысле определил своё время.
Действие происходит в виртуальном городе под названием Диптаун. Это полностью виртуальный город, который имитирует реальный и, чтобы в него попасть, нужен специальный шлем и, разумеется, интернет. В виртуальном городе обитают не только обычные люди, но и хакеры, а также немногочисленная прослойка людей, которые называют себя дайверами. От всех остальных их отличает то, что они могут входить в виртуальность особым образом. Один из таких дайверов по имени Леонид умудряется попасть в одну очень сильную заварушку и заодно найти любовь.
Описание от издательства под катом:
Мир виртуальной реальности. Мир глубины. Компьютерные корпорации создают в этом мире блистательный город развлечений Диптаун – дорога в него не заказана никому. В глубину уходят в поисках свободы, обретя которую – или ее видимость – пытаются остаться там навсегда. «Отказников» выводят с глубины профессиональные спасатели-дайверы, для которых не существует никаких моральных запретов: виртуальные дуэли и компьютерный секс, свои обычаи и законы – порою забавные, а зачастую – жестокие… Роман Сергея Лукьяненко «Лабиринт Отражений» сочетает достижения классического киберпанка и зрелищность фильмов Спилберга.
Роман начинается очень бодро. Несмотря на разные устаревшие штуки вроде интернета по карточкам и по телефонной линии (ахах, многие уже, наверное, и не помнят или даже не застали такое), читать о виртуальном городе поначалу интересно. Конечно, представления Лукьяненко о виртуальной реальности очень примитивные, но, на минуточку, книга была написана в 1997-м году, когда интернет был доступен очень ограниченному кругу людей.
Следить за приключениями главного героя - дайвера Леонида интересно. Но только до середины книги. Почему-то дальше роман начал меня утомлять. Причём, настолько, что мне даже уже не было интересно чем всё закончится и как будет разгадана главная загадка этой книги.
Я поняла, что мне не нравится в творчестве Лукьяненко. Он жутко однообразен. Каждый его герой - это неудачник тридцати лет, плюс-минус пять лет, который никак не может найти своё место в мире, но внезапно ему выпадает шанс совершить какой-нибудь небывалый подвиг. Из книги в книгу, из романа в роман повторяется одно и то же. Я понимаю, что почти у каждого известного писателя есть свой конёк, герой, который кочует из книги в книгу, к примеру, у Драйзера это герой, у которого проблемы с женой, у Ремарка депрессивный персонаж, ну а у Лукьяненко такой вот потерянный, ни рыба, ни мясо.
Как всегда в этом романе очень много алкоголя. Пьют практически все герои. В более поздних книгах писатель наконец-то отошёл от этой повальной алкоголизации, ну а в ранних книгах герои, кажется, пьют всё, что попадается им на пути, и я не имею в виду минеральную воду.
В романе поднимаются важные вроде вопросы, например, насколько можно "утонуть" в глубине и забыть о реальном мире, погрузившись в выдуманную жизнь? Но подача очень примитивная, на уровне школьников средних классов. Наверное поэтому роман оставил после себя ощущение чего-то пресного. вроде бы всё на месте: бодрый сюжет, добрые, хоть и скучные герои, примитивная философия. Но в итоге прочитал и забыл. То ли киберпанк не мой жанр, то ли я переросла творчество Лукьяненко, но читать его романы больше не тянет.
П.С. Кстати, лет десять назад вроде бы хотели снять экранизацию и вроде бы даже с Гошей Куценко в главной роли, жаль, что не сложилось, возможно киношная версия была бы интереснее.
П.П.С. Единственный интересный момент в романе - Лукьяненко "предсказал" появление виртуальных помощников, вроде Алисы, Сири и т.д.