Посмотрела фильм больше двух лет назад, и долго не решалась описать свои впечатления. Могу сразу заявить, что:
- посмотреть его стоит, и я ни разу не пожалела, что посмотрела.
- прекрасно понимаю все разочарование и критику «мэтр уже не тот».
Полагаю, он-то остался прежним, а вот Эпоха уже не та. Рязанов был на «ты» с так называемым застоем, и тогда снял свои лучшие фильмы, безусловно народные и душевные. Здесь тоже заявлена такая претензия, которую Рязанов воплотить в принципе не мог. Не удивлюсь, если он сам не понял, а что, блин, не так.
- Правительство всегда знало, что делать с икрой!
И в самом деле, персонажи весьма колоритные, коллизия злободневная.
Присутствует юмор. Имеется экшн и погони, которые вполне себе смотрятся, и бойкие пожилые дамы с офицером дают жару.
Крючкова в юмористическом амплуа действительно смешна. Неожиданно. Прочие – правдоподобно, колоритно, но средненько.
- Генерал!!! Что нам делать?!
- Надо петь для мамы.
Песни звучат профессионально. Могу объяснить, почему они не стали популярными – дурной флер от фильма их замылил. Ну и пошлый душок от пожилых дам зрителю не зашел.
С самого начала нарочито грубо, но вполне достоверно снят этот памятник эпохи развала, где деградация всего и вся сочетается с оголтелым, нереалистичным оптимизмом. Да, так было, я помню. Когда непонятно с чего, но верили, что будет лучше. Однако…
Это кино – фальшивка. Подделка под голливудский стандарт в наших условиях. Про успешный успех снизу и справедливость вопреки. Кость, брошенная зрителям, которых обманули. Прежнее рязановское кино было для всех – о счастье, которое в мире равных возможно для каждого.
А тут – рекламная ложь американской мечты, когда прекрасно известно, что право быть президентом номинально есть у каждого гражданина, но в реальности президентом может стать не каждый даже среди избранного круга. Самодеятельные ансамбли даже с блатом от Йоси в звезды не вылезут в массовом порядке. И впечатлить суд песней нереально. Подобную чушь пропускали в «не наших» фильмах, а этот-то претендовал на то, чтоб стать «нашим», в том и прокололся.
Лично мне была особенно противна сатира на советский строй. Именно потому, что «эти люди», в том числе некогда любимые народом актрисы не имеют морального права на все вот это. И прямо видно, как перспектива мировых лавров режиссеру покоя не дает, он так жаждет присоседиться к новой жизни, заимствуя сюжетные ходы: шпионаж, казино, обнаженка с Гурченко. Но чем оптимистичнее, тем натянутее.
Есть по-настоящему трогательные моменты. Мне запомнился солдат, который не ест свою банку икры, а собирается отправить ее матери.
Можно даже пересмотреть. Но не хочется.