Есть комедии, которые снимают чисто для развлечения, для смеха, для настроения, которые приятно посмотреть перед сном и спокойно заснуть.
Но "Старые клячи"- это не такая комедия, она снята не просто с иронией, и не только с сарказмом, но в первую очередь с болью и печалью за всё происходящее с нами.
Это трагикомедия, и иначе её никак не назовёшь. Это один из последних фильмов, снятых Эльдаром Рязановым уже в эпоху нулевых, то есть уже даже и не в "лихие девяностые", как их любят сейчас называть.
Интересно,что Рязанов всегда снимал комедии, но все они были наполнены глубоким смыслом и всегда затрагивают острые социальные и общечеловеческие вопросы, тему порядочности, честности, справедливости, и поэтому всегда носили оттенок грусти и какой-то горечи.
Но всё-таки в последних картинах, снятых им, это особенно заметно, и понятно, что так чувствовать мог только человек, который действительно любит свою страну и людей, которые в ней живут, и эта боль совершенно искренняя и неподдельная.
И поэтому невозможно не разделить с ним эти чувства, тем более что, помимо искренности, это очень талантливо снято, ярко, остроумно и правдиво, как это ни печально, реальность во всей своей "красе",
только разница в том, что в фильме всё же хороший конец, героини побеждают, и в этом отличие от реальности, поскольку в жизни это, конечно, если и случалось, то крайне редко.
Но иначе это уже не могло бы называться комедией, всё-таки закон жанра, да и хочется хоть где-то увидеть справедливость, хоть во сне, хоть в кино...
Мне всегда нравились фильмы этого режиссёра, но после "Старых кляч" моё уважение к нему ещё больше возросло.
Показано всё, что происходило в нашем обществе, как образованные и ценные специалисты моют машины, торгуют барахлом, а дочку большого учёного,
живущую в доме с окнами на Кремль, новые чинуши-жулики,у которых нет ни совести, ни жалости, отправляют жить на кладбище.
Актёры,конечно, играют великолепно, как положительные образы, так и роли подлецов.
Конечно же, сами "Старые клячи", как они назвали свой вокальный коллектив,
четверо подруг, которых потрясающе играют любимицы Рязанова - Людмила Гурченко, Светлана Крючкова, Лия Ахеджакова, Ирина Купченко, которых он собрал вместе, такие разные и такие необыкновенные,
вместе образовали взрывную смесь, как бы слились в единое целое, сумели показать с разных сторон трагические женские судьбы и одну общую судьбу на всех.
Но хороши и отрицательные персонажи, особенно Николай Фоменко в роли чинуши Хоменко, даже фамилию не пришлось почти менять, беспредельно наглый, вызывающий только одно желание - чтоб его никогда не было.
И, конечно, Валентин Гафт, сыгравший боевого генерала, благородный и великодушный, человек чести, каких, кажется, уже и нет...
В фильме много остроумных находок, например, старый автомобиль,
разработанный для Сталина, пуленепробиваемый, который может и по рельсам ездить, и по реке плыть,
и под водой передвигаться по дну, который достался героине Лии Ахеджаковой от папы,
и сцена, где голодные солдаты едят отобранную у мошенников чёрную икру,
и момент, когда на суде, весь зал, включая судей, начинает петь вместе с героинями, которые сидят за решёткой, их песню.
Особенно трогательно, когда в конце судья, которого играет сам Рязанов, пожимает всем четверым руки и долго стоит и машет им вслед, и на его лице написаны все чувства,
которые он вложил в свою картину, и когда смотришь эти кадры, сердце сжимается, причём каждый раз, сколько бы раз ни смотрела этот фильм,
от какой-то острой жалости и к этому человеку, и ко всем людям.
Он пристально всматривается в даль, будто пытаясь понять, что же ждёт всех нас там, впереди...
А ещё в его фильмах всегда есть любовь, такая, от которой становится тепло на душе.
В этом фильме тоже есть такая любовь, которую герои находят тогда, когда, казалось бы, ждать уже поздно, и от этого так хорошо и светло становится всем.
Также важна здесь тема матери, потерявшей сына, её боль, с которой ей приходится жить.
Героиня Лии Ахеджаковой находит в себе силы продолжать жить,
во многом благодаря тому, что сочувствует и помогает другим, например, пареньку, который сбился с пути, и заменяет ему мать.
Особо хочется сказать о песнях. Песни разнообразны и содержательны, некоторые остроумны и ироничны, другие совсем не смешные, очень глубокие и затрагивают сердце.
Не знаю, кто может остаться равнодушным к этому фильму. По-моему, это невозможно.
Мне кажется, можно посмотреть любой эпизод из него, и каждый из них заденет за живое.
На мой взгляд, такие фильмы, где юмор и грусть так тесно и неразрывно переплетены, гораздо интереснее и поучительнее, потому что они как жизнь.
И очень хочется, чтобы и у жизни был хороший конец, чтобы была надежда, а иначе нельзя.
И несмотря на то, что в этих фильмах столько иронии и даже сарказма, они всё равно светлые и добрые.
Эльдар Рязанов умер уже давно, почти 10 лет назад, но чувство глубокого уважения и благодарности к нему остаётся до сих пор, за его мудрость и глубокое понимание жизни, за его большой труд, честность и верность себе.