550 руб - разовый взрослый билет в музей, бесплатно - по абонементу
Как Вам кажется, свободны ли Вы?
Большинство скажет "Да"
И ошибется
Мы играем всю жизнь. Сначала - кубиками и в песочнице, в машинки и кукол, потом - в настольные игры и квесты.
В тех, кем мы хотим быть или тех, кем нас хотят видеть: в Школе. в Университете. В профессии и в хобби. Дома. В разных компаниях - разные образы, разные костюмы, разные маски.
Согласны?
И очень важно в этом многообразии сцен и ролей знать, где настоящий/настоящая Я.
Анонс выставки фотографа Сесиль Плезанс появился почти за полгода до весны, провокационным промо-фото в проспектах и рекламе Эрарты:
Выставка "Сесиль Плезанс. Ролевые игры" в музее современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург
Сесиль Плезанс. Ролевые игры
Место - Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург;
Время проведения - до 2 июня 2019;
Стоимость - 550 руб разовый вход в музей, по абонементу - бесплатно.
Проект занимает второй этаж правого крыла Эрарты, где традиционно располагаются временные выставки.
Выставка "Сесиль Плезанс. Ролевые игры" в музее современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург
Несколько метров по коридору, превратившемуся во вход в ночной клуб, плотные светонепроницаемые шторы - как имитация приватных комнат, и мы оказываемся в мире демонстрации взрослых игр.
Выставка "Сесиль Плезанс. Ролевые игры" в музее современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург
В темном зале, где не видно лиц посетителей.
Нет смущения.
Нет запретов.
Первая часть экспозиции снята при участии...
? Куклы Барби
Выставка "Сесиль Плезанс. Ролевые игры" в музее современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург
Почему она? Эта самая популярная в мире игрушек красотка, с осиной талией, бесконечными ногами, роскошными волосами и аксессуарами в виде яхт, лимузинов, шикарных платьев и загорелых Кенов.
Чем не "ролевая модель" для маленьких девочек, получающих такую игрушку лет в 5-6?
Выставка "Сесиль Плезанс. Ролевые игры" в музее современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург
Да, в последние годы Mattel под давлением общества и психологов выпустили и более приближенные к реальному человеческому телу игрушки, и Барби - известных женщин (коллекционные, парочку давно хочу), и балерин-врачей-учителей итд. Но...
Не они ассоциируются с именем, ставшим нарицательным.
Словно живые, куклы позируют в различных ситуациях:
В отпуске, на яхте, на борту вертолета и на обложках журналов
Выставка "Сесиль Плезанс. Ролевые игры" в музее современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург
И в какие-то моменты, пройдя мимо этой серии работ раз-два, действительно происходит "сдвиг" восприятия, о котором предупреждает автор, и не сразу понимаешь -
⁉️ Кто это на фото:
Куклы, изображающие девушек-моделей?
Или настоящие женщины, играющие роли гламурных кукол столь убедительно, что окружающие перестают воспринимать их как-либо иначе?
Выставка "Сесиль Плезанс. Ролевые игры" в музее современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург
Выставка "Сесиль Плезанс. Ролевые игры" в музее современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург
Фотографии с моделями кукол по замыслу автора говорят о том, что
Мы те, кем нас запрограммировали быть
Какую роль заложили в детстве - послушной девочки или бунтарки, куколки, хозяйки, умницы-красавицы или совсем наоборот...
Как важно с детства играть в правильные игры.
Вторая часть работ:
? Голограммы
Техника лентикулярной печати позволяет накладывать друг на друга два разных изображения — например, одетой и обнаженной модели
Одна и та же модель, на одном фото, под разными углами обзора предстает в "совершенно диаметральных", а проще - одетых/раздетых - видах:
Здесь снова много Барби, и почему-то именно работа на фото выше вызывала особо активный интерес у посетителей обоих полов, хотя, на других фотографиях были намного более яркие образы.
И, наконец, живые модели.
Что скрыто под их скромными одеждами и спокойным взглядом?
Почти "классика" - образ бунтарки-Невесты:
Выставка "Сесиль Плезанс. Ролевые игры" в музее современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург
Красивые сдержанные леди: какими мы их видим снаружи, и что прячется в их мыслях и желаниях? Под тихим взглядом и закрытой одеждой? (Фото кликабельны)
Выставка "Сесиль Плезанс. Ролевые игры" в музее современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург
Выставка "Сесиль Плезанс. Ролевые игры" в музее современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург
Работы утрированы. Если для первого изображения выбираются одни крайности: девушки, укутанные паранджой, скромные невесты, служители Церкви, для второго - они же в максимально... откровенном, противоположном виде.
"Шейх и женщина в парандже"
Выставка "Сесиль Плезанс. Ролевые игры" в музее Эрарта
Впрочем, моменты табу, связанных с религиями, намного сложнее банальной игры, и поднимаются Сесиль Плезанс в отдельной части ее выставки. Это больной вопрос мира во все времена, и не только мусульманских стран. Сейчас же, для современной Франции, где власти были вынуждены ввести запрет на паранджу в общественных местах, эта тема актуальна как никогда ранее.
Одна из самых красивых работ раздела:
"Кардинал и новобрачная"
Выставка "Сесиль Плезанс. Ролевые игры" в музее Эрарта
Выставка "Сесиль Плезанс. Ролевые игры" в музее Эрарта
Так и хочется поиграть в любимый вопрос моего преподавателя литературы:
- "Как вы думаете, что этим приемом хотел сказать автор?"
- Да все, что угодно - от ролевой игры в прямом смысле - для влюбленной пары, до запретных и не реализуемых желаний и комплексов, страхов, пришедших из детства и воспитания. Стереотипов.
Каждый решит сам, ЧТО он видит на этих фото.
Что Хочети Может видеть.
Наверное, самая "скандальная" фотография, получившая недавно премии на родине автора:
"Алекс в образе монахини и крошка Дьюн"
Здесь под церковной рясой скрывается не только красивое белье, но и малыш.. Право на материнство.
Цитируя Плезанс, тема секса для "второй натуры" выбрана не с целью провокации, как это может показаться:
На самом деле мы такие, какие мы в постели
Секс - это честная игра по открытым правилам
И в идеальном мире мы должны быть свободны выбирать те образы и роли, которые хотим - вне зависимости от заложенных основ, стереотипов, вероисповедания и религии.
??
Мои впечатления от выставки:
Смутные.
Что-то вызвало недоумение, что-то оттолкнуло, другое - наоборот заинтересовало образом или заставило задуматься о собственных ролях.
Мне не хватило. От столь острой в прямом и переносном смысле тематики я ждала бОльшего.
Именно в плане визуальной реализации.
Это сложнейшая и очень важная сторона жизни, напоминание о том, как часто мы мыслим стереотипами, судим по внешности, отыгрываем заложенные в детстве или обстоятельствами сценарии, подчиняемся религиозным запретам. Это проблема нашего мира и важно осознавать, ловить себя в такие моменты и искать пути решения.
Освобождать.
Читая настенные плакаты с размышлениями автора, ее объяснениями работ - понимала, проникалась и соглашалась, но глядя на фото - скорее пожимала плечами и шла дальше.
Они не задевали, несмотря на эстетическую красоту моделей и заложенный смысл.
Возможно, я пришла не в "правильном" настроении. Или ждала чего-то другого.
Но...
Откровенно эротическая и поднимающая социальные проблемы экспозиция, на которой интереснее читать, чем смотреть - как минимум странно, не так ли?
? Немного об авторе проекта - Сесиль Плезанс:
Выставка "Сесиль Плезанс. Ролевые игры" в музее современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург
Работы представлены в России впервые. Оставив позади десять лет работы в европейских финансовых компаниях, а позднее в СМИ, в 2008 году Плезанс переехала в Брюссель и решила полностью посвятить себя своей истинной страсти — фотографии. Пройдя курс обучения фотомастерству и цифровой обработке изображений в художественной академии Contrast, Сесиль впервые привлекла к себе внимание критиков благодаря своему выпускному выставочному проекту. В дальнейшем успех Сесиль Плезанс в профессиональном сообществе был подтвержден присвоением ей первой премии в рамках фотоконкурса журнала Photo Magazine в 2018 году. Художница добилась и существенного коммерческого успеха: ее работы украшают ряд знаковых коллекций, в частности, личные собрания короля Марокко и Мэри Джо Мэлоун, основательницы бренда Jo Malone.
Подробную информацию о проекте "Ролевые Игры. Сесиль Плезанс" можно прочитать на странице выставки на сайте Эрарты.
? Время работы:
С 10 до 22, кроме вторника (музей закрыт)
Это любопытно, но... не оставляет след.
Не ограничивайтесь Играми. Сейчас в Эрарте много интересных экспозиций, включая рекламируемую по всему городу Стиль Ducati и Откровенный черно-белый мир финского фотографа.
Выставки в Эрарте весной 2019: Моменты Откровения,Ролевые Игры Сесиль Плезанс, Стиль Ducati
В тех, кем мы хотим быть или тех, кем нас хотят видеть: в Школе. в Университете. В профессии и в хобби. Дома. В разных компаниях - разные образы, разные костюмы, разные маски.
Согласны?
Абсолютно. Для меня эта тема интересна, размышляю над этим. Размышления, мысли в цитатах цепляют, а в фото...да, еще не дочитав отзыв, поняла - что-то в них мне не хватает. Спасибо за отзыв, очень понравился!
Спасибо большое! Знаете, долго не могла сформулировать, что не так.. В фото нет жизни. И не в куклах дело. Не перехватывает дыхание, ничего не замирает внутри, когда смотришь. Я утрирую, но.. А вот статьи- к сожалению, при таком освещении не получилось снять - читала с интересом, поскольку тема тоже близка. Мы носим маски каждый день...
Черно-белый мир финского фотографа мне понравился больше, в тех фото я увидела больше скрытого посыла и смысла. Но, возможно, это просто потому, что я предпочитаю ч/б формат.
Тема вечная: кто мы на самом деле? И кем хотели бы быть? Из общеизвестного: Эвелина Хромченко говорит, что женщина играет в своей жизни разные роли (матери, жены, дочери, любовницы, подруги и так далее по списку). Думаю, что это применительно и к мужчинам. Из последнего: в одном из интервью (дословно не передам, но смысл будет ясен) Серебряков сказал, "что самое страшное выражение - это, когда говорят человеку быть собой. А если он маньяк - насильник или убийца???". И я задумалась... И поняла, что своих внутренних "демонов" надо контролировать, может, даже убивать их в себе, может, даже всю жизнь на это потратить.
Да... поэтому тоже пугаюсь фразы "быть собой". Потому что если сбросить абсолютно все покровы и границы - очень нехорошее может открыться. Ангелов во плоти не бывает. Поэтому держать и контролировать. Всю жизнь. И это нормально.
Всегда так грустно, когда какой-то перспективный и глубокий замысел реализуется как-то поверхностно, что ли, или даже плоско... Идея и посыл экспозиции мне интересны, но фотографиями я как-то тоже не до конца прониклась
На самом деле, о глубине и задумке проекта я не знала, пока не пришла - ожидала просто.. тематических фото, не больше. Потом прочитала, что, оказывается, заложено автором и поняла, что не вижу этого.. Не раскрыто.
Красиво написала, Наташа. Зачиталась. Раньше тоже было много масок, но с годами устала что ли и стала какой я есть, без них. Игры, конечно, хорошо, но бывает момент, когда ими пресыщаешься и переходишь на другой уровень. Выставка занятная. Я бы побродила по ней.
Оля, спасибо большое. Это сложная тема. Я тоже устаю... сейчас масок и ролей осталось гораздо меньше - наверное, со временем мы оставляем бОльшую часть ненужного, отыгранного, и остаемся с тем, что роднее и ближе всего.
Мне понравилось. Выставка кажется многогранной для многих слоёв населения: начиная от тех, кто придёт смотреть на сиськи и изменяющиеся картинки и заканчивая теми, кто задумается над смыслом работ и ударится в философию уже после, за чашечкой чая или чего покрепче обсуждая что хотел сказать автор
Спасибо) Во Франции еще в 2011 приняли, и еще в какой-то стране. Слышала, что и Италия, Испания собираются, но вроде там запреты только в госучреждениях
Читала на одном дыхании! Восхищаюсь как вы интересно, порой захватывающе, описываете детали, моменты происходящего! Весьма интересный обзор, а впечатления о выставке тоже смутные... тот случай, когда лучше почитать, чем посмотреть!
Одна и та же модель, на одном фото, под разными углами обзора предстает в "совершенно диаметральных", а проще - одетых/раздетых - видах
А по сути одно и то же... Ведь модель для того мужчинам и интересна, что ее сразу видят без одежды... И "фотосессия" с Барби в начале, судя по всему, и нужна для того, чтобы дальше даже кажущиеся обычными фотографии с моделями зритель воспринимал глубже и с других точек зрения... Интересная, многоуровневая и захватывающая сразу целый огромный пласт тем, сводящихся к одному, выставка. Хотя, если бы пошла на нее без чтения этого отзыва, наверняка восприняла бы ее гораздо более плоско, спасибо!