Наверное, я один из немногих, кто читал роман геолога Олега Куваева «Территория» именно в тех местах, о которых написана эта книга. Автор потрясающе показал суть труда специалистов, которые в труднейших условиях сделали невозможное.
Нам трудно понять психологический подвиг этих людей, потому что кроме преодоления неимоверных физических трудностей, им пришлось, рискуя честью и жизнью, бороться с Системой.
Не зря в основе книги лежат два психологических конфликта – борьба главного геолога Территории Чинкова с непосредственным начальником Робыкиным и взаимоотношения классного специалиста Ильи Чинкова, обладающим сверхъестественным чутьем профессионала, и честного, но с жесткими собственными установками геолога Монголова.
В фильме Александра Мельника эти конфликты не читаются. Изменения возраста, внешнего вида героев, смещение времени происходящих событий слишком далеко уводят от замысла автора романа. Не смотря на то, что весь фильм сопровождает закадровый текст книги, который должен подчеркивать единства романа и картины, зритель видит отрывочные, часто не связанные эпизоды из трудной, но увлекательной жизни героев северных широт. Да еще все это сопровождается бардовскими песнями.
Единственное несомненное достоинство фильма - совершенно потрясающие виды плато Путорана и бухты проведения. Но за эту красоту спасибо надо сказать французскому оборудованию и операторам, работающим на этой картине.
Деньги на фильм пошли космические, а премьера картины прошла в Кремле. И смотреть новую «Территорию» можно только в современном кинотеатре, при этом закрыть глаза на режиссерскую беспомощность. Предыдущая экранизация романа в 1978 году, хоть и не была столь выдающимся фильмом, но главную роль исполнял замечательный Банионис, и он смог передать мужество и обреченность северных трудяг. Современная экранизация оказалась глянцем, далеким от духа той эпохи.