Французы редко радуют нас фильмами, где присутствуют природные катаклизмы. Это больше удел Голливуда. Там все масштабнее и эпичней. Но зато французы и канадцы совместно пошли по другому пути, сделав из природной (как кажется на первый взгляд) катастрофы добротный психологический триллер, который еще и слезу выжимает.
Не давая никаких вводных данных, кроме плохой экологической ситуации на планете, создатели фильма почти мгновенно отправляют зрителя в самую гущу событий. А происходит в фильме некое событие в виде землетрясения, после которого на Париж надвигается странный туман. Точнее, туман выползает из-под земли резко, убивая людей, но сам туман не поднимается выше определенной высоты.
И все, люди в ловушке. Точнее, в ловушке те, кто успел подняться на более высокие этажи, и там им придется либо ждать спасателей, либо думать, как выбраться из положения. Но в центре ленты не кучка народу, как в некоторых картинах, например, о зомби-апокалипсисе. В центре повествования простая французская семья, дочь в которой больна странной болезнью и проживает в закрытой камере с фильтрами воздуха, отгороженная от всего мира. И эту дочь, которая осталась на нижнем этаже, нужно спасать.
Не стоит пересказывать все события «Дыши во мгле», их не так уж и много. Стоит остановиться лишь на том, что в полтора часа и минимум действия авторы сценария, чувствуется, вложили всю душу. Каждый поступок героев сопровождается душераздирающей музыкой, навевающей тоску. Композитор Мишель Корривуа, кажется, прожил вместе с персонажами всю полноту отчаяния.
Зритель переживает и за мать, и за отца, и за практически беспомощную дочь. Единственным, но жирным минусом, можно считать тот факт, что сценаристы не прописали в фильме причину болезни дочери. Да, мелькают некоторые фразы о том, что такое заболевание поразило детей и подростков, и связано оно с экологией. Но как, что да почему – эти вопросы остаются без ответов.
В принципе, все актеры сыграли весьма убедительно. Отец – героический переживальщик, способный на конкретные поступки. Мать (Ольга Куриленко, кстати) тоже не остается в стороне. Вообще кажется, что простая французская семья мобилизовала все силы, да и в прошлом прошла где-то обучение на курсах выживания. Спишем это на экстремальную обстановку.
Но больше всего в фильме «Дыши во мгле» поражает пожилая пара. Вот тут прошибает на слезу однозначно. Благородство и любовь, «умереть в один день» - это все не пустые фразы. Сцена со стариками – одна из самых сильных в картине.
В «Дыши во мгле» нет конкретной динамики. Достижение цели, в виде спасения дочери, развивается постепенно. Что странно, в фильме не показаны ни толпы мародеров, ни обезумившие выжившие. Только один раз горел Монмартр. Но главных героев это не коснулось. Фильм можно считать камерным на 90%.
И нет нагнетающей, по ходу фильма, обстановки. Просто туман накрыл Париж – и все, приплыли. Вот тут любители фильмов-апокалипсисов удивятся. Ибо так мало кто снимает. Поэтому «Дыши во мгле» и не может претендовать на звание приключенческого фильма, как написано на некоторых сайтах. Это драма с элементами триллера. Но не более.
Кому смотреть данный фильм? Ответить трудно. Лично я посмотрел на одном дыхании, невзирая на явную нелюбовь к концу света, катастрофам и т.д. Так что любители этих жанров будут весьма довольны. Останется еще и место для полета фантазии, учитывая открытый финал и недосказанность по ходу пьесы.