Наверное, это самая яркая книга из прочитанных мною в XXI веке. Сразу уточню, что не самая умная, интересная, полезная, поучительная, увлекательная... , а именно яркая. Она оставила о себе сильные и яркие впечатления, очень неоднозначные. Попробую объясниться.
Перво-наперво нужно прояснить о какой именно книге пойдёт речь. Я публикую свой отзыв в линейке с заголовком "Сын Люцифера", и писать я намерен о книге с точно таким же названием. Однако, содержание книг, прочитанных авторами разных отзывов в этой линейке, наверняка, отличается. А ещё есть отзыв о книжке Мавроди под названием "Искушение - 2". Дело в том, что в разные годы были изданы разные редакции, иногда под разными названиями, фрагментов одного и того же текста. Не стану загружать вас не имеющей к сути моего отзыва информацией о датах и объёмах содержания разных изданий, скажу только, что читал я самый полный вариант из изданных на сегодняшний день. С учётом того, что автор уже покинул наш мир, можно предположить, что более полного варианта не будет, хотя в случае с Сергеем Пантелеевичем Мавроди можно ждать всего чего угодно. Очень большой затейник он был.
Итак, в прочитанной мной книге содержится 144 новеллы по дням бесед Люцифера со своим сыном. Тут уже кроется первая несообразность - некоторые новеллы занимают сотни страниц и человеку трудно их прочесть за день. Но Люцифер и его отпрыск - существа сверхъественные, им это раз плюнуть.
Большая часть новелл представляют собой небольшие истории соблазнения людей Люцифером и последующей расплаты. Таким образом Князь Тьмы демонстрирует своему сыну, будущему Антихристу, слабость, никчёмность рода человеческого, его рабскую психологию. Рассказы очень провокационны и, в силу этого, увлекательны, читаются на одном дыхании. Их хочется проглатывать как заведомо вредное для здоровья, но очень вкусное и желанное лакомство. Похоже на "Байки из склепа" на российский манер, страшные сказки для взрослых. Книжка изобилует яркими сексуальными сценами и в новеллах присутствует в немалом количестве мат. На мой взгляд, нецензурная лексика почти везде употреблена к месту.
Даже в этих выдуманных автором сюжетах проявляется его недюжинная фантазия и талант рассказчика. Об этих сторонах романа в новеллах "Сын Люцифера" и без меня достаточно написано. Мне более интересны немногочисленные автобиографичные сюжеты. Их наберётся с десяток из 144-х, но некоторые имеют большой объём, по сотне и более страниц. Среди таких "реалистичных" рассказок четыре "Тюрьмы" и четыре "Пирамиды". В основном последние и станут предметом моего отзыва.
А слово "рассказка" всплыло в памяти в связи со стишком Сергея Михалкова "101-я страшная рассказка", помните, -"Чудовище вида ужасного...". Но эту ассоциацию можно отнести не ко всем, хотя и к большинству новелл, упомянутых раньше. Те, о которых я хочу рассказать, серьёзней и оттого страшней. Иногда волосы на голове начинали шевелиться, читая "автобиографическую" часть, а вслед за волосами и извилины. Умеет Мавроди разбудить дремлющие эмоции и мысли.
Если в рассказках для взрослых читателя не покидает ощущение нереальности, фантастичности предложенных автором сюжетов, то в автобиографических новеллах жуть берёт от реалистичности многих событий. Особенно остро это чувствуется, когда знаешь подлинную судьбу автора. Он действительно организовал грандиозную финансовую пирамиду в России, был менее успешен в мировых масштабах, и действительно сидел в тюрьме, но недолго по российским меркам.
В литературных трудах, как и в жизни, Мавроди взял на вооружение и попытался реализовать главную анти-идею Достоевского, что если бога нет, то всё позволено. Его (Мавроди, а не Достоевского, конечно) гениальность и, одновременно, величайшая глупость заключаются в попытке воплотить в жизнь философскую идею, недостижимую сказку. Как когда-то коммунисты пытались построить на земле царство добра и справедливости, справедливости чистого добра, так Мавроди пожелал построить мировой порядок на основе торжества чистого зла. Обратите внимание, в обеих идеях главными элементами были деньги. Коммунисты хотели их уничтожить и раздавать всем всё по потребности, а Мавроди хотел сделать деньги мерилом справедливости, единолично распределяя между людьми. Оба эксперимента провалились из-за абсурдности лежащих в их основе идей. Примечательно, что и та и другая идея базируются на христианских догматах и обе отрицают христианство.
Как в своё время коммунисты, так и Мавроди уделяет огромное внимание разоблачению христианства. Заметьте, не христианской церкви, как института, как бюрократического инструмента, а идее христианства и личности Иисуса Христа. Исключительно этой теме посвящена новелла "Проповедь. День 31-й" Без сомнения, автор очень неплохо образован, внимательно изучил основополагающие христианские книги, а главное, умён, обладает хорошо подвешенным языком и тем, что сейчас стало модно называть харизмой. Но я ещё не встречал разоблачений христианства, в которых не обнаружилось бы передёргивания фактов, без демагогии, впрочем, как и в самом христианстве. Книга Мавроди не исключение.
В новеллах он мастерски развенчивает библейские постулаты, показывает их нелогичность и непоследовательность для того, чтобы обосновать свою идею служения злу. По его выкладкам получается, что христианство не монотеистическая религия, а разновидность язычества, где имеются два равновеликих божества - Бог и Люцифер (лучезарный). Они оба в равной степени любят человечество, желают ему добра и борются за власть над людьми с переменным успехом. Любят-то они любят, но каждый по своему.
Бог любит "рабов божьих". "Рабы божьи" - это люди неукоснительно исполняющие божьи заповеди. По мнению Мавроди это "счастливое человеческое стадо", получающее бесплатное пропитание и размножающееся в райском саду, ни о чём не думающее и ни в чём не сомневающееся. Нет развития, нет прогресса, первобытный коммунизм. (Вот интересно, такое общество описано у Достоевского в "Сне смешного человека". А Мавроди своим любимым писателем называет Салтыкова-Щедрина.) В награду за такое повиновение Бог обещает людям вечную жизнь после смерти. В одной из новелл девизом такого человечества Мавроди делает строчку из песни Высоцкого, посвящённой немецким солдатам на Украине во время Второй Мировой Войны - "не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит".
Люцифер же, по мнению автора, любит "свободных людей". "Свободные люди" делают только то, что они хотят, искренне хотят, не врут, не прощают обид и силой доказывают свою правоту. Если ты такой умный, сильный, смелый, предприимчивый..., то почему такой бедный? В твоих бедах виноват только ты сам. Не верь, не проси, не сожалей. Концентрированная антиполиткорректность. И при этом отрицание жизни после смерти, "помните, что было с вами до вашего рождения? тоже самое будет и после смерти". Нечего ждать, действовать нужно здесь и сейчас не считаясь ни с чем, кроме своих желаний.
Вот, приблизительно так Мавроди разделяет Добро и Зло. Он убеждён, или пытается убедить читателей что убеждён, в относительности понятий Добра и Зла, Света и Тьмы. В последней, четвёртой новелле "Пирамида", автор почти добирается до представления о том, что в человеке, в его поведении, да и в религии, не может быть только добро или только зло. Ведь написал Булгаков в "Мастере и Маргарите" - "кому нужен твой свет без тени?". Но нет, эта идея не получает развития у Мавроди. Он в книге остаётся апологетом Зла. Но и в служении идеальному Злу, служении без лжи и халтуры, не может быть последовательным. Сил не хватает, не удаётся даже в себе искоренить сомнения. Его литературный герой, потерпев поражение в борьбе за мировое господство, довольствуется более мелкими пакостями, становится главой тоталитарной секты. Как "простой" человек выбирает синицу в руке, почувствовав невозможность дотянуться до журавля в небе.
Я не знаю доподлинно, была ли, описанная Мавроди в нескольких "автобиографических" новеллах, секта на самом деле. А если была, так он получается ещё и сексуальный маньяк. Не скажу, что он превзошёл в сексуально-садистских описаниях маркиза де Сада, но, точно, может встать в один ряд с ним.
Среди прочих "откровений" Мавроди неустанно представляет женщин более низкими и порочными существами чем мужчин, такова, якобы, их природа. В обоснование такой позиции он, среди прочих, приводит историю о том, что Люцифер стал таким каков он есть ещё и от того, что когда-то был предан и обречён на муки любимой им женщиной. Она является матерью будущего Антихриста, сына Люцифера.
Напомню, что книгу эту Мавроди написал уже в тюрьме. Так, по крайней мере, он сам утверждал. Он попытался смести российское государство, а вслед за ним и весь мировой финансовый и политический порядок, но не потянул. Не хватило ему смелости отречься полностью от гуманистических "благоглупостей", стать Драконом без страха и упрёка. Он считал всех мировых лидеров, политических и финансовых, Драконами, а победить дракона можно, как известно, только самому став драконом безжалостным и беспощадным. Он не смог, дал слабину и проиграл, а проиграв стал искать оправданий и внешних причин. А ведь собирался устроить Армагеддон. Не получилось стать властелином мира, пришлось переквалифицироваться в писатели. По-моему так, как говорил Винни-Пух.
И ещё. Потерпев поражение в материальной борьбе за господство над миром, Мавроди, похоже, внутренне, на подсознательном уровне, принял свой проигрыш, свою НЕизбранность. А приняв, пусть и не признаваясь в этом даже себе самому, разрушил ауру силы. После освобождения из тюрьмы он больше не имел успеха в попытках повторить и превзойти собственные достижения. Материальная Фортуна отвернулась от него, зато мы получили возможность познакомиться с плодом его нематериального таланта - таланта писателя.
Можно ещё и поэтическую параллель провести. Подобно шиллеровскому герою, Мавроди преподнял покрывало Изиды, ужаснулся увиденному, написал своё Откровение и... умер, не вынеся бремени истины.
Книжка получилась у Мавроди очень увлекательная, хотя и непоследовательная с философской и моровоззренческой точек зрения. Слишком длинная, и к концу может уже надоесть. Рекомендую к постепенному прочтению небольшими частями. Нехилая развлекалка для взрослых, да и зарядка для ума. Только, бога ради, не воспринимайте всё всерьёз, ведь Мавроди умер, а мы-то живы! Почти всё, что он написал, является художественным вымыслом. Пусть этот вымысел и основан на событиях его жизни, но по-большей части, всё-таки, на его размышлениях и измышлениях. А жизнь свою земную закончил он совсем бесславно, осрамился. И завершу я отзыв цитатой из "Сына Люцифера":
Одежда прикрывает тело, а ложь - душу. И то, и другое человеку необходимо. Чтобы прикрыть свой срам.