Киану Ривз давно превратился в мем. Как и Нео, и Джон Уик - культовые герои, которых на экране воплотил актер. И что сделала Лана Вачовски через 20 лет после первой "Матрицы"? Она собрала эти мемы, приправила пересказом первой "Матрицы" и сняла из этого фильм.
Итак, представляю вашему вниманию четвёртый фильм серии
"Матрица: Воскрешение".В двух реальностях Нео снова придется выбирать, следовать ли за белым кроликом. Выбор, пусть и иллюзорный, все еще остается единственным путем в Матрицу или из нее, что более опасно, чем когда-либо.
Помните, о чем вообще была трилогия? Напомню: машины поработили людей и превратили их в батарейки. А чтобы люди производили энергию эффективнее, для них придумали Матрицу.
Рациональные машины дали людям свободу выбора без выбора, надежду без шансов. И вот какая-то аномалия все ломает, а еще обладает способностью менять не только Матрицу, но и мир вокруг. Что сделают рациональные машины в таком случае? Дадут аномалии второй шанс? Вот вы станете ломать дорогостоящую технику из-за супермегаэффективной батарейки?
А машины - оплот рацио и техно - станут.
Спустя столько лет вернуться туда, где все началось - обратно в "Матрицу"?!Первые 60 минут - это вольный пересказ трех фильмов о Матрице. Судите сами: первые кадры "Воскрешения" - точная копия первых кадров "Матрицы", полнейшее дежавю. А вы же помните, что такое дежавю? Так во вселенной Матрицы появилось слово "модальность", так в жизнь Томаса Андерсена входит новый Морфеус. И пошло-поехало!
Почти два с половиной часа фильма мы наблюдаем за старыми героями в новой одежде и за новыми, конечно же. Приятно (или неприятно) удивляет обилие молодых лиц, в то время как старых не так много: стареть несправедливо, но можно это делать красиво.
А можно и так: молодиться, заигрывать с новыми модными веяниями и пытаться мимикрировать под молодёжь. Именно этим занимаются немолодые герои "Матрицы" и даже списанные программы (Меровинген, к примеру).
Новые герои не вызывают ни симпатии, ни антипатии: они пресные и одномерные. Ну верят они в Нео и Тринити, ну хотят им помочь, а зачем? Из чистого человеколюбия? Неужели вы думаете, что в 22 веке, после машинного апокалипсиса, человеколюбие ещё существует?
Более или менее понятны мотивы только двоих главных героев - объяснили хорошо, но неубедительно: три фильма все было окей, а потом вдруг прорвало? Каждый хочет любить, так?
Но сюжетные дыры - не самое страшное в новой "Матрице", страшнее потеря стиля. И дело не в фирменном зелёном цвете, а в том, что "Матрица" была откровением, чем-то новым и оригинальным. "Матрица: Воскрешение" вторична и нелепа, она повторяет не только саму себя, но и сотни снятых за 20 лет блокбастеров.
Отсюда пафосная музыка, напомнившая о "Бэтмене" Нолана, визуальные эффекты из "Человека-паука" и мегапотешные мозговые штурмы в духе "Социальной сети".
Спецэффекты больше не будоражат воображение, они скучны и невкусны, сцены драк и погонь нагоняют тоску и зевоту, а бесконечные пустые до тупости разговоры скорее заставят плакать, чем размышлять.
Я ненавижу плачи о старых временах, но здесь не могу остановиться: четвёртая "Матрица" - это самопародия, пастиш, где Лана Вачовски смеётся над собой и себе подобными воротилами, которые спят и видят, как бы подоить сдохшую корову.
Фем-повестка тоже слегка ошарашивает: я все понимаю, но женоподобный Морфеус, единственный нормальный капитан - женщина, новый Мессия - тоже женщина. Такое себе.
Актёрская игра - отдельная песня. Киану Ривз в который раз играет Джона Уика. Что за бремя одной роли?
Только теперь Джон Уик бегает по Матрице и думает, чем бы заняться, кроме полётов с небоскрёбов.
Кэри Энн-Мосс хороша, но ей не хватает ни драйва, ни задора. Ну да, Тринити уже не та.
Как и клоун-Морфеус, рафинированный красавчик Смит и любитель очков в синей оправе Аналитик.
Нил Патрик Харрис мне нравится, но здесь его нет. Есть очки, огромный рот и блокнот.
Бр-р-р! Из молодых актёров я увидела тех, что засветились в сериале "Восьмое чувство". Для подтанцовки они неплохи, но не более.
Музыка - отдельный вопрос. "Белый кролик", конечно, хорош, но это в принципе и все.
Что мы имеем в сухом остатке? Разочарованного потерянного Избранного, который давно сбился с пути. Удивительных молодых людей, которые спят и видят, как бы причинить людям как можно больше добра. Даже против их воли. А может они не хотят? Только кого это волнует в мире, где вместо двух таблеток предлагают одну?
Мне приятнее думать, что Нео и Тринити погибли тогда, в третьем фильме. Погибли ради мира, который выжил. Что их жертва не была напрасной. Потому что знать, что Герои вернулись туда, откуда все начиналось, просто невыносимо.