Давно хотела посетить этот музей. Впечатления остались противоречивые!
Сходить стоит по двум причинам:
Посмотреть интерьеры дворца Нарышкиных-Шуваловых. Во дворце был самый большой бальный зал и торжества, которые устраивали в этих стенах были самыми пышными в Петербурге. Каждый из залов непохож на другой и рассматривать интерьеры можно долго.
Увидеть сами Яйца Фаберже. ⠀ Они удивительно красивы, но главное - раскрывают привязанности и характеры членов императорской семьи. За каждым яйцом стоит своя трогательная и очень личная история.
А теперь почему не понравилось: ⠀ - Экспонаты не подписаны, нет никакой сопроводительной информации, даже краткого описания с названием и годом создания. Есть только цифра с номером аудиогида. ⠀ Мы были не готовы к этому - поднялись на второй этаж и растерялись. Просто ходить вокруг яиц совершенно не интересно - пришлось спуститься за аудиогидом, стоять за ним очередь и вновь возвращаться. ⠀ Заполучив аудиогид мы смутились ещё больше. Содержание на русском - максимально поверхностное и развернутая информация - только про сами яйца. Про интерьеры, назначения залов - очень кратко. Про столовое серебро - рядом с экспонатами нет цифр которые можно включить на аудиогиде. Да, все правильно, посмотреть можно - а узнать что это, нельзя. ⠀ - Удивило соотношение экспонатов в собрании. Яиц не много, всего девять - здорово, что фонд сумел восстановить и вернуть их в Россию. ⠀ Но сложилось впечатление, что раз яиц всего на один зал, все остальное можно заполнить посудой. Однако, это работы современников, других мастеров ювелирного дела России, которые к фирме Фаберже имеют не прямое отношение. Не хватило информации о самой фирме, о личности Фаберже, истории. ⠀ - Истории дворца уделено поверхностное внимание. Про дворянский род и Нарышкиных и Шуваловых можно говорить очень долго, как и про события, которые происходили в стенах дворца. Но обо всем этом - ни слова. ⠀ Как вывод: Красиво, но поверхностно, но все же - рекомендую. Стоимость: Билет: 450 р. Аудиогид: 250 р.(+ залог 1000 р.) Лучше покупать билеты на сайте, чтобы не стоять очередь.
Для тех, кому интересно публикую краткую инструкцию дворца, на мой взгляд, самое интересное! Дворец связан с именем Марии Нарышкиной, которую в 16 лет выдали замуж за Дмитрия Нарышкина, которому тогда было 37. Молодой женой вельможа не интересовался, а коллекционировал предметы искусства и украшал свой дворец. Мария делала попытки сближения с мужем, родила ему первую дочь - Марину Нарышкину, но для мужа коллекционирование стояло на первом месте. Мария же, долго не думая, сблизилась с самим императором - Александром Первым. Сблизилась так, что четырех следующих детей родила от императора. Муж ее об этом знал, весь свет Петербурга тоже знал, но что поделать, время такое. Императрица даже в своих дневниках писала, что Нарышкина не стыдясь на балу ей поведала, что испытывает недомогание, намекая на очередную беременность от императора. Связь Марии и императора хоть и была долгой, целых 12 лет, закончилась с приходом войны. Император уехал заниматься государственными делами, а Нарышкина родила сына Эммануила, и вновь не от мужа. В последствии он и стал наследником дворца. Овдовевшая Мария уехала за границу, где для нее все закончилось хорошо - очередной брак с генералом и счастливая жизнь до 75 лет. Сын же, недолго думая, дворец продал кузену в начале 1830 Льву Нарышкину. Эммануила светская жизнь не интересовала - одноклассник Лермонтова жил другими идеалами и осваивал Тамбовские земли: открывал приюты и школы. А Лев Нарышкин продолжмл традицию с балами: Празднование 16 летния Александра 2 императорская семья решила именно тут, а не в своих дворцах.(того самого, который крепостное право отменил и был убит на месте Спаса на крови). Увлекался и перестройкой дворца: парадная лестница и потрясающий купол-это его (и архитекторов Симона и Ефимова) В 1846 году дочь генерала Нарышкина вышла замуж за Петра Шувалова и теперь дворец стали называть Шуваловский. Сын их Павел был супрогом Елизаветы Шуваловой-второй яркой представительницы истории дворца. В 1905 и 1914 годах Елизавета Владимировна отдавала свой особняк под лазарет для раненых и сама ездила на театр военных действий, где тоже организовывала на свои деньги лазареты. Она была и членом Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины В то же время, будучи светской дамой, Елизавета (Бетси) Шувалова, устраивала шикарные балы и великосветские приемы.