Я уже рассказывал о своём отношении к группе КИНО, Виктору Цою и его раннему творчеству и в целом к тому времени. Поэтому, когда я узнал о том, что выходит такой фильм, я решил непременно его посмотреть, правда БГ слегка охладил мой пыл, но до конца ему это не удалось, поскольку я убеждён, что кто бы что не говорил, а мнение необходимо иметь собственное, а для этого надо пойти и посмотреть. И вот... правда на премьеру не попал, зато получилось сходить на следующий день. Кассирша спросила: "Вы на Мир Юрского периода? Черновик? Звёздные войны?" "Лето" значился последним в её списке, причём по-видимому не заслуживающим внимание, потому что она спросил прямо так: "На "Лето" что-ли? В зале сидело нас четверо и сзади несколько человек, причём я слышал только женские голоса, наверно старые почитатели русского рока. Хотя фильм не только о музыке.
О чём фильм
Был такой музыкант в 80-е - Виктор Цой, ну а вдруг кто не знает. В начале 80-х было самое начало его творческого пути. У него было несколько песен, и его никто не знал. Он знакомится с Майком Науменко, БГ, уже известными на тот момент музыкантами, сколачивает группу, вступает в ленинградский рок-клуб и записывает первый альбом, известный под названием "45". Это, собственно, историческая канва. На этом фоне Кирилл Серебренников вместе со сценаристами рассказал нам свою историю.
Что понравилось
Чёрно-белая стилистика, картинки, будто извлечённые из "снимка чужой диафрагмы" (ни в коем случае не в "цифре"), с текстами песен по бокам - если вы посмотрите, то поймёте, о чём я. И, конечно, музыка, много музыки, отечественной и зарубежной, всякий раз очень к месту.
И...
Игра актёров
Вот такой вот в фильме Виктор Цой.
Вроде непохож внешне, ну и ладно. Зато похож в профиль, и вот стойка "подбородок вперёд". Ну и конечно тембр, интонации, я понимаю, что это уже не Тео Ю, но какая разница.
Великолепно сыграли Ирина Старшенбаум
и Рома Билык (особенно первая, на мой взгляд - ух, как смотрит в некоторых эпизодах, жаль, скрины у меня в отзыве только из официального трейлера), а в эпизодах потрясающи Александр Баширов и Лия Ахеджакова.
Ещё одно несомненное достоинство фильма - цитаты. Кстати, это маркер. Если цитаты никак не отзываются, то смотреть наверно не стоит.
Лень - это моё лучшее качество
Вот как начнут пионеры твои песни орать - вот там будет звук
А что плохого в диско?
- "Я хочу поцеловать Витю"
- "Моё благословение нужно? Подпись, печать?"
Когда я посмотрю ещё раз, а я намерен это сделать в ближайшее время, цитат будет больше.
Так о чём фильм
На мой взгляд, о роли личности... в истории, о становлении человека, который чуть позже "объявит мир безъядерной зоной" (лучше, чем он всё равно не скажешь), сталь закалится ко времени "звёздных" альбомов, но уже сейчас к этому все предпосылки. И об эпохе. Время их ухода совпало с концом эпохи. Лето кончилось. Поэтому эта история всё-таки несчастливая.
Так что же так не понравилось Гребенщикову? Что такого инопланетного и лживого в этом фильме? Настолько, что вызвало такой протест, раздражение, недовольство всех современников и даже папы Виктора Робертовича. Я уж не говорю о журналистах, которые "я сценарий не читал, фильм не смотрел, но решительно осуждаю". По мне, писать биографические книжки, снимать биографические фильмы с одной стороны просто, поскольку вроде бы есть на что опереться, а с другой стороны приходится думать, что человек говорил и как вёл себя вёл в тех или иных ситуациях, о которых нам достоверно неизвестно, но мы можем догадываться исходя из того, что мы о нём знаем. И здесь важно не перейти грань, за которой слова и поступки становятся нарочитыми, а герои шаблонными, и в этом случае уже перестаёшь верить тому, что происходит на экране. Вот, на мой взгляд, создатели фильма продвигались наощупь, методом проб и ошибок, но эту грань не перешли. Наконец, фильм хоть и биографический, но художественный, а посему режиссёр рассказывает нам ту историю, которую видит и которую хочет рассказать. Тем более если он рассказывает её так, что не создаётся ощущение какой-то нарочитости, шаблонности или пошлости. И, слава Богу, что несмотря на такой дружный хор голосов "против", Кирилл Серебренников сотоварищи всё-таки завершил начатое дело, даже находясь под домашним арестом.
Все скрины взяты из официального трейлера.
Вывод
Отдаю отчёт, что фильм интересен далеко не всем. Но вполне достоин того, чтобы быть просмотренным хотя бы один раз. Также может быть интересен с точки зрения изучения различных общественных инициатив и течений.