Опубликовано 23 Январь, 2024 - 08:52

  • Опыт использования:
    один раз

Я бы отнёс этот фильм к категории не совсем обычного кино. До фильма «Песни лета» 2022 ему, конечно, далековато, в «Бери да помни» по крайней мере всё понятно. Однако, если выйти за шаблоны, то и в «Песнях лета» тоже всё будет понятным. Что же такого необычного я увидел в «Бери да помни»? Прежде всего, этот фильм напоминает авторское кино, где акцент сделан на разных мелких бытовых вещах. Основное действие происходит в простом деревенском доме, где люди обедают, смотрят в окно, сидят на веранде, спят, ходят в баню, выпивают, разговаривают. В быту происходит и кое-что необычное вроде повальной игры в «Бери да помни», ведра мороженного, ванны с газировкой, бабушки-«робота», и перемен, что случаются у всех героев фильма.

Фильм очень простой, всё действие происходит практически в одной локации. Кроме дома и двора, немного показана улица, магазин, пасека и речка. Ещё будет показана старая легковая машина, под стать дому. Фильм мне напомнил своего рода документалку, в которой показано наблюдение за жизнью одной семьи.

Главных героев трое: дедушка – Расим, Бабушка – Суфия, внук – Ильхам. В официальной аннотации не сообщается о случившемся в этой семье, вот и промолчу. Указывается только то, что Ильхам гостит в деревне и скучает по родителям. Игра же «Бери да помни» была устроена дедом лишь для того, чтобы внука развлечь: так говорится в официальной аннотации к фильму.

И всё-таки в этом фильме всё намного сложнее и глубже, чем просто наблюдение со стороны за скучающим внуком, и пытающимися его развеселить дедушкой с бабушкой. Всё начинается именно с того события, что в последующем принесёт перемены буквально всем жителям деревни. Вследствие этого события и начнётся та самая игра «Бери да помни». Конечно, игра не будет прямым следствием события, просто Деду Расиму пришла в голову именно такая идея, а дальше пошёл эффект снежного кома.

Нужно понимать, что на деда одномоментно навалился тяжелейший груз, и мечущееся сознание Расима пыталось уцепиться хоть за что-нибудь светлое, вот он и вспомнил игру из своего детства. Основная тягость деду была от того, что ему как-то нужно было сообщать о случившемся своему малолетнему внуку. Дед был в растерянности, он никогда и не предполагал, что события в его жизни могут развиваться таким образом.

Как всегда, реакция зрителей на такие фильмы очень разнообразна: от полного восторга, до полного негодования и непонимания. И это прекрасно, это значит, что фильм людей взволновал. Критика встречается и основательная, где достаётся и мальчику Ильхаму, не говоря уже, например, о дедушке. У меня же, как-то и язык не повернётся критиковать этих милых и добрых персонажей вообще, тем более, после такого события.

Само собой, зрители имеют полное право относиться к персонажам на экране, как угодно, и сколько угодно их критиковать. Некоторым зрителям такая критика даже помогает поднять самооценку, мол, я «нитакой» недалёкий, и дети у меня «нитакие», они у меня, мол, достаточно развиты для осознания происходящих событий, даже самых трагичных. И пусть будет так, может даже с гранитным камушком в груди и жить проще. Да и, со стороны всегда «виднее», как нужно другим людям в их других семьях и жизнях поступать.

Или нужно было подойти к деду Расиму, схватить его за грудки, и начать предъявлять, что он якобы старый идиот, а поступать нужно совсем иначе. Мне, например, ситуация, в которую попал дед Расим, даже гипотетически не грозит, но чёрт возьми, как же я понимаю этого старика! Я не такой добрый, как Расим, и наверное, мне есть чему поучиться у этого деда. Я всегда был сторонник прямоты Алисы Донниковой (Жанна Фриске). Это я о словах, которые она произнесла в фильме «Дневной дозор». Я всегда ранее был сторонником того, что с детьми нужно быть честным и прямолинейным в вопросах, которые касаются трагичных сторон жизни. Алиса, обращаясь к дочери своей погибшей подруги сказала:

Твоя мама не уехала, малыш. Твоя мама умерла.

В итоге ведь дети всё равно узнаю́т правду. Не исключением стал и этот фильм. Хотя в финале и не показана конкретика, но как-то интуитивно становится понятно. Или нельзя исключать того, что дед в очередной раз что-то придумал? Такие разные фильмы, но пути к правде в чём-то даже походят: как бы люди от не пытались дистанцироваться от правды, она всё равно выходит на первый план.

Так как же быть, с правдой -то? Может всё-таки вариант деда Расима подойдёт: «петлять», как можно дольше, и благодаря этому, изменить всё вокруг, и измениться самому? Или вариант Алисы Донниковой: сказать – как отрезать, напрямую, без обиняков. А перемены не очень-то и нужны?

Быть или не быть — вот в чем вопрос. Достойно ли терпеть безропотно позор судьбы, иль нужно оказать сопротивленье?

Как много вопросов, и как много готовых вариантов. И всё-таки, когда приходит час икс, сознание закипает, и … Давай сыграем в «Бери да помни»?

Зрители этого фильма часто упоминают актрису Розу Хайруллину. Она сыграла бабушку Ильхама. Мол, эта актриса, своей харизмой «тащила весь фильм». Согласен. Но не совсем. Если брать мой восторг, то он в большей степени относится к актёру Рабиту Баттуле, он играл деда Ильхама. Таких добрейших персонажей ещё поискать нужно.

 

***

В общем, этот фильм оказался мне необходим. И что бы в нём не происходило, всё это добавило своё значение к моей философии. Стану ли конкретно я метаться в поисках какой-нибудь отвлекающей ерунды, когда нужно будет осознать неизбежность правды? Что лучше: ужас без конца, или ужасный конец? Можно ли перед смертью надышаться?

Да, да… сейчас снова начнётся «быть или не быть…» И я уже давно для себя нашёл ответы на все эти вопросы. Фильм только кое-что подтвердил.

Дед Расим начал меняться, когда его конкретно «припекло». И это его дело, когда нужно начинать меняться, или вообще ничего не начинать. Сугубо его дело. И всё-таки, неужели для перемен так необходимы определённые события, которые чаще всего просто трагичны и даже чудовищны?

И снова: для меня-то этот вопрос решён. Я лишь вновь удивляюсь жителям этой киношной деревни, которым, чтобы отремонтировать школу, построить кафе или осуществить мечту, понадобилась глупая игра, основанная на забывчивости, хитрости, и даже какой-то подлючести. Что же, как говорится: хотя бы так.

Достоинства
  • Атмосфера
  • Добрый фильм
  • Семейный
  • Философия
Отшельник_74рекомендует
Читать все отзывы 5
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 5
Смотрите также