Опубликовано 31 Январь, 2017 - 21:16

В последние годы словом "писатель" все чаще стали именовать каждого, кто что-то пишет. И это стало чуть ли ни единственным критерием. По аналогии, читатель - это тот, кто читает (или хотя бы умеет читать?). И никого не беспокоит что писать, ровно как и читать, нужно уметь! Чтобы писать, нужно все же обладать минимальным талантом, глубиной восприятия мира, наблюдательностью, эмпатией и умением красотой и силой своего слова проникать в душу читателя. Читатель же не должен поддаваться медийной истерии и потугам рекламных агентов и уметь критично воспринимать информацию, фильтровать ее и оценивать литературное произведение трезво и по возможности объективно.
"Шантарам" - толстенная книга, много слов и при этом ощущение полной пустоты, вакуума, впустую потраченного времени после прочтения.

Если ознакомиться с биографией автора романа, то качество его работы вполне можно объяснить. Зачастую люди с тяжелой судьбой, пережившие многочисленные потрясения и потери, прошедшие войну и прочие катаклизмы, не могут сохранить свою психику целостной и неискалеченной этой болью . Часто у таких людей атрофируются чувства, они становятся холодными и закрытыми, это естественный защитный механизм организма. Видимо, это произошло и с автором книги. И глупо ожидать от утратившего способность полноценно чувствовать человека, особой глубины переживаний персонажей его книги.

Язык повествования блеклый и примитивный, больше напоминает сценарий к фильму или же краткое (но очень длинное!) содержание какой-то другой книги. Конечно, можно "перевести стрелки" на переводчика, в оригинале книгу лично я не читала. Но что-то мне подсказывает, что вряд ли переводчик настолько плох, что умудрился сделать из конфетки г..но.


Ни одного действительно хорошо прописанного персонажа в книге нет. Вызывающих симпатию - тем более. Главный герой - недалекий человек, а временами откровенный "лох", которого постоянно обманывают, используют и подставляют все, кому не лень. Не способный не только на глубокие чувства и переживания, но и на какие-либо эмоции в принципе, уставший от жизни человек. В целом, имеющий какие-то базовые понятия о добре и зле и временами даже добродушный и порядочный, но действующий, тем не менее, исключительно по обстоятельствам, а не по совести. Но главное его качество - тотальная поверхностность. Во всем. В его мыслях, чувствах, дружбе, и том, что он называет любовью.


Карла. Если в первой части книги она вызывала хотя бы интерес, то в дальнейшем - в Тени горы- лишь раздражение (если честно, я до последнего надеялась, что она не выживет). От вечно философствующей и осыпающей всех самодельными остротами "роковухи" она постепенно превращалась сначала в капризную истеричку с явным "бешенством матки", а в конце - в кисейную барышню-подростка, слюняво изливающую из себя слащавые фразы из сериалов для девочек: "давай не будем больше расставаться, никада-никада!" Так и вижу как при этом они в умилении трутся носами и шепчут ми-ми-ми...
Но одновременно с этим в разных ситуациях им обоим присуща удивительная жестокость и равнодушие. Возможно, переживая почти ежедневные/еженедельные смерти близких друзей, можно к этому и привыкнуть. А может даже начать получать от этого удовольствие?? Умирают люди, которых они вроде как любят и считают братьями и сестрами. И что же мы видим ? Продолжительность скорби бьет все рекорды! Поплакали минут десять. Ну что, прокатимся на мотоцикле? Я люблю тебя, Карла! И я тебя, Шантарам! Ми-ми-ми! И пара тупеньких "острот" на десерт. Все. Проехали. Жизнь продолжается. Да им позавидуют все буддисты и просветленные мира!


Отдельное направление - это псевдо-философские размышления. Я даже описывать подробно это не желаю. На мой взгляд, это просто неуважение к читателям - считать их всех быдлом, проглатывающим эту убогость и пустую демагогию. Так хотелось почерпнуть хоть одну мудрую мысль, новую идею, повод для размышлений. Но ничего подобного в книге нет! Вся философия в итоге сводится к примитивным изречениям, а-ля народные пословицы и поговорки. Давайте сейчас вместе придумаем сходу? К примеру, что-нибудь типа : "жалость - это спринтер, и лишь сострадание - марафонец". Черт возьми, да мы все, оказывается, Сократы! ))))

Описание Индии. Рекомендовано индофобам, уже прочитавшим не одну книгу, не один десяток статей и сотенку-другую постов блогеров- путешественников про эту "удивительную" страну. Чтобы окончательно убедиться, что рай на земле находится где-то в прямо противоположном от Индии направлении. Как главный герой не пыжится, ему не удается привить читателю не то что любовь, даже минимальную симпатию к этой стране. Лишь еще раз подтверждая присущий главному герою садо-мазохизм (не зря, видимо, тема фетишизма всплывает). Он упоительно наслаждается жестокостью, болью, моральными и физическими страданиями окружающих и своими собственными. Это практически лейтмотив всего произведения. Кровь, покалеченная плоть, болезни, грязь, шокирующий натурализм, предательство всеми и всех, коррупция на всех уровнях, вездесущая преступность, нищета, и его личная больная любовь к холодной и жестокой женщине. Вот то, чему посвящено почти все повествование.


Очень "порадовал" конец книги ("Шантарам 2. Тень горы"). А именно, заключительные главы. Ну, с этим, я уверена, никто не поспорит. Полная аналогия с затянувшейся на 200-300 серий мыльной оперой! Когда в конце концов ее авторам надоедает сам сериал, или заканчиваются деньги, или падают рейтинги, и продюсеры оперативненько, в 1-2 сериях закругляются, насыщая последние серии таким количеством событий (преимущественно приторно "хэппиэндовых"), какое не наблюдалось в предыдущих 300 сериях, вместе взятых. Интересно, автора "Шантарама" самого затошнило от своей книги? Или устал? Или просто сроки публикации книги поджимали? Скомканный, временами нелепый и, безусловно, разочаровывающий финиш и без того не слишком яркой гонки.

В любом произведении, даже в самом бездарном, при желании можно отыскать и плюсы.
Если допустить, что хотя бы малая часть изложенных событий имела место быть в жизни реального человека, то, безусловно, такой насыщенности жизни можно только позавидовать. Хотя, с другой стороны, возможно, собственное психическое здоровье все же ценнее жизненных авантюр, описание которых можно растянуть на полторы тысячи страниц. Это дело вкуса.
Некоторые эпизоды автору однозначно удались. К примеру, жутковатые моменты встреч героя с мадам Жу. А ее подопечные так вообще особо впечатлительным читателям потом будут сниться в кошмарах. Плескуны... Даже слово какое-то противное! Ужас, да и только! ))))
Также "забавляет" некая непредсказуемость и частота смертей второстепенных, но все же играющих важную роль персонажей. Чем-то напоминает небезызвестный современный сериал, в котором автор нещадно и безжалостно расправляется с не главными, но значительными и уже полюбившимися зрителям героями . Это делает повествование более ли менее динамичным, почти не скучным, и не усыпляет, что удивительно, учитывая размер книги.


Могу ли я рекомендовать эту книгу к прочтению?
Тем, кто проглатывает книгу за книгой, возможно, да. Просто для общей эрудиции, чтобы быть в курсе, от чего "прутся" массы, и какова степень деградации современной массовой культуры. Но, конечно, вряд ли начитанные и избалованные качественной литературой люди смогут в прямом смысле насладиться этим "шедевром". Тем же, кто в состоянии осилить лишь 1-2 книги в год, однозначно нет. Потратьте свое время и усилия на нормальную литературу.

Достоинства
  • Увлекательно
Недостатки
  • Книга выглядит неоконченной
  • Немного затянута
  • Нет четких характеров
  • Плохо написано
  • Слишком много трупов и убийств
  • Слишком много философии
Afina2017не рекомендует
Читать все отзывы 279
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
31.01.2017
Спасибо за отзыв, хотела почитать, но терзали сомнения. Не буду себя утруждать, есть книги, которые мне более интересны, хотя у всех вкусы разные 😉
Другие отзывы
Читать все отзывы 279
Смотрите также