Опубликовано 15 Август, 2022 - 17:11

  • Опыт использования:
    месяц или более

Если честно, я была обескуражена тем, что на эту книгу есть негативные отзывы. Да, современная художественная литература - она такая: не всем заходит, не каждому нравится. Но этот роман... Я в шоке!

Всю жизнь я интуитивно боялась толстых книг. Меня всегда тяготили объемы, такие книги не возьмешь с собой в дорогу, их сложнее читать (в смысле - держать в руках). Поэтому в последние годы я читала что-то "необременительное" и прикладное:

📚 Как создавалась и развивалась IKEA

📚 Как принять, полюбить себя и стать счастливым

📚 История проституции

📚 Как наши привычки управляют нами

📚 Петровы в гриппе

Как видно, никакой системы в моих читательских предпочтениях нет. Я люблю разнообразие, но редко чьи-то рекомендации не конфликтуют с моими личными вкусами. Но эта история как раз про обратное.

Когда я принесла в дом "Щегла", муж скептически посмотрел на меня, в глазах его читалось удивление и вопрос: ты реально будешь это читать?! И вот, я перелистнула последний страницы романа, пару дней переварила его внутри себя, погрустила светлой грустью, что книга закончилась, - и оказалась готова поделиться своим впечатлением.

Первый и, пожалуй, самый известный факт о романе Щегол, - это то, что он получит Пулитцеровскую премию в 2014 году.

Пулитцеровская премия — одна из наиболее престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра.

Роман был опубликован в 2013-м году, ее автором является американская писательница Донна Тартт. Это ее третья книга, говорят, что две первых также весьма любопытны.

Описание романа, к сожалению, не мотивирует поскорее начать читать книгу. Мне оно показалось скучным и не увлекающим.

Очнувшись после взрыва в нью-йоркском Метрополитен-музее, тринадцатилетний Тео Декер получает от умирающего старика кольцо и редкую картину авторства Карела Фабрициуса с наказом вынести их из музея. Тео будет скитаться по разным домам и семьям: от нью-йоркских меценатов до старика-краснодеревщика, от дома на окраине Лас-Вегаса до гостиничного номера в Амстердаме, — а украденная картина станет тем проклятьем, что утянет его на самое дно, и той соломинкой, которая поможет ему выбраться к свету.

Согласитесь, не очень?! Далеко не всем интересна тема искусства, еще меньшему количеству людей интересны скитания какого-то там американского подростка. Лично я считаю, что официальное описание романа - это убогая тень содержания книги.

Я взялась читать ее именно по рекомендации подруги, с которой у меня сходятся вкусы. Сама она говорила, что проглотила эту книгу за 3 дня, несмотря на внушительный объем. Я же читала ее примерно месяц, но в оценке подруги совершенно согласна - она не просто стОит своего количества страниц. Это одна из лучших художественных книг, прочитанная мной за последние годы.

О книге

Мне достался роман издательства АСТ 2016-го года.

Книга массивная, в твердом переплете. Бумага среднего качества, но насквозь не просвечивается.

Содержание состоит из 5 частей, которые связаны между собой повествованием.

Книга имеет пометку 18+, потому что содержит нецензурную брань и сцены употребления наркотиков.

Кратко и без спойлеров о сюжете:

Подросток по имени Тео вместе со своей мамой волей судьбы (и обрушившегося на Нью-Йорк дождя) оказывается в музее на выставке картин, куда они заскочили по дороге в школу, чтобы переждать непогоду. Мать Тео с детства увлекалась живописью, и хоть выбор музея был случаен, это сыграло решающую роль. Практически в конце осмотра в музее прогремел взрыв. Террористы заложили бомбу в одном из залов.

Дым, пыль, пепел, звон в голове, шевелящиеся тела людей, привкус крови во рту - Тео чудом не пострадал в этой передряге. Первым его желанием было найти в этой куче обломков маму. Мальчик слабо понимал, что происходит, где находится выход, и продвигаясь в нужном направлении он вдруг наткнулся на старика, который подавал последние признаки жизни. В этом старике мальчик узнал то ли отца, то ли дедушку девочки, которая приглянулась ему еще на выставке. Не в силах пройти мимо, Тео попытался помочь старику, но его раны были настолько серьезны... Перед самой смертью старик отдал Теодору свой фамильный перстень и сказал ему забрать картину - того самого Щегла, валявшуюся неподалеку среди обломков. Слабо соображая, что он делает, Тео подчинился воле старика, выбрался из здания и, вопреки самому логичному - отдать картину копам, оставил ее у себя - с этого и начались все его злоключения.

Повествование в романе ведется от имени Тео. Начинается он, что называется, с места - в карьер. На первых страницах мы видим уже повзрослевшего молодого человека, который вспоминает события тех дней. Очень скоро мы узнаем, что произошло, причем в деталях, поражающих точностью. Такое ощущение, что автор находилась там, на месте взрыва - настолько отчетливо прописаны все детали. Причем сделано это очень увлекательно, глаза просто с жадностью пожирают буквы страница за страницей.

Вскоре начинаются мытарства Тео по городам и весям. И это не просто мытарства. Подросток оказался никому не нужен, но мало этого - на него постоянно давит та самая картина, которую он спрятал у себя. Сложно представить, что творится в голове у этого мальчика, но автору удалось это не просто прочувствовать, но и погрузить в это читателя. По описанию это кажется жутко нудным - кому интересны переживания подростка по поводу какой-то там картины. Именно таких чувств я ожидала и от себя. Но на самом деле всё гораздо круче, чем я описываю.

Поначалу я не воспринимала эту историю с картиной всерьез. Ну, умирающий старик бредил и заставил шокированного мальчишку положить картину себе в сумку. Можно же в любой момент пойти в полицию и признаться, дескать, был в шоке, не знал, что делать - вот, возвращаю шедевр на место. Но по мере того, как разворачиваются события, ситуация становилась всё более серьезной. Время шло, пацан взрослел, и если сначала всё можно было списать на шоковое состояние, то когда ему стукнуло 18, это уже все тянуло на уголовную статью с серьезным сроком. Причем сказать, что парень кайфовал от того, что все эти годы прятал картину у себя, не поворачивается язык. Этой картиной он сам загнал себя в угол - так выразиться будет правильнее. Зачем он ее брал, чтобы что? Он сам этого не понимал и не мог себе объяснить. Продать картину такого уровня невозможно, оставлять у себя опасно. Он хотел ее сберечь? Так почему не отдал в руки музейщиков?!

В конце книги мы видим Тео уже 26-летним. За эти годы жизнь его покидала. В ней были потери и приобретения, дружба и наркотики, алкоголь и одиночество, безответная любовь и посттравматический синдром длиной во много лет. И все эти годы картина, как ему казалось, была с ним. Где-то это осознание его грело, где-то угнетало, но в один прекрасный момент выяснилось, что всё совершенно не так, как он думал.

В этом фишечка книги: как только кажется, что сюжет начал скатываться в скуку, случается что-то, что заставляет округлять глаза и говорить - нихрена себе поворот! И так несколько раз на протяжении всей книги! Словно на американских горках катаешься!

Моё впечатление

Несмотря на то, что книга объемная, я не могу сказать, что она занудная - совсем наоборот. Моей подруге немного затянутой показалось центральная часть, мне же ближе к концу стало немного уныло. Это говорит о том, что все люди разные. В отзывах пишут, что кому-то книга в целом показалась жутко затянутой. Я лично так не считаю. Только если кто-то считает затянутостью подробное описание происходящего. Не всегда такие описания получаются занимательными, но конкретно в этом романе на описании деталей всё и держится. Читатель погружается в происходящее с головой - именно благодаря этим деталям. Воображение рисует не только конкретные образы героев, но и интерьеры, атмосферу. Вот - мы в каморке Хоби, заставленной старинной мебелью и, кажется, прям чувствуешь запах краски по дереву. Вот - мы в спальне миссис Барбур, ощущаем запах ее духов и мягкость ее шали... Нет, как по мне детальные описания придают этому роману атмосферность, особенно те, которые касаются Нью-Йорка, матери Тео - этой легкой, привлекательной темноволосой женщины, квартиры, в которой они жили, быта, в котором они варились. А еще Вегас - жаркий, душный, хлопание на ветру крыльев складного зонта у бассейна... Детали в романе описаны на высшем уровне.

Повествование выстроено логично, героев не много, путаницы в них нет абсолютно никакой.

Слог автора легкий и понятный, читается на одном дыхании. Есть в этом заслуга и переводчика.

Сюжет интересный, интрига сохраняется до самого конца книги. Причем сюжет не перегружен ничем лишним, он один и он прямой как стрела.

В процессе чтения хочешь или нет, но узнаешь кое-какие нюансы из истории и изобразительного искусства. В этом плане роман можно назвать еще и ненавязчиво образовательным. Как минимум читатель узнает из него, кто такой Фабрициус и почему его Щегол оценен в 300 миллионов долларов.

Роман "Щегол" довольно уютный, особенно в тех моментах, где описываются действия, происходящее в центральной части НЮ, квартире реставратора мебели Хоби. И наоборот автор умело подчеркивает одиночество и прохладность дома в Вегасе, гостиничного номера в Амстердаме. Хочется блевать вместе с Тео в момент его отходняка после упарывания наркотой и съездить по мордасам Борису за то, что он натворил еще в Вегасе, накануне отъезда Тео. Одним словом, роман очень вовлекающий! Впервые за долгое время мне хотелось побыстрее окончить работу, чтобы сесть за книгу.

Моя оценка роману Щегол - 10 из 10. Книга однозначно достойна Пулитцеровской премии! Читается легко, затягивает, интригует и оставляет странное "послевкусие". Я словно увлекательный фильм просмотрела и теперь тоскую, потому что он закончился. Муж сразу же предложил мне прочитать Шантарам, но, пожалуй, еще немного побуду в состоянии этой светлой грусти Smile

Книгу однозначно рекомендую!

P.S. Кстати, этот роман Щегол был экранизирован в 2019 году. В нем снялась даже сама Николь Кидман. На съемки потратили 45 миллионов долларов, а сборы составили только почти 10 млн. Судя по отзывам, фильм намного бледнее книги. Ег рейтинг на Кинопоиске - 6.5.

Достоинства
  • Актуальность во все времена
  • Замечательный перевод
  • Интересные герои
  • Интрига - до самого конца романа
  • Познавательно
  • Сюжетность на высшем уровне
  • Хороший язык и стиль изложения
Элен Корвинрекомендует
Читать все отзывы 64
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
15.08.2022
Мне очень понравилась эта книга. Тоже не понимаю как кто-то может писать негативные отзывы на неет
Каждому свое. На то мы и разные все)
16.08.2022
читала книгу с большим удовольствием.
16.08.2022
Очень интересная! Smile
Утащила в закладки! Хочу почитать именно в бумажном варианте!
16.08.2022
Книгу мне не одолеть за отсутствием времени, а вот фильм бы глянула
Я уже скачала. Буду смотреть.
17.08.2022
Мне тоже скачали, поделись потом Wink
17.08.2022
От книги я в восторге, от фильма - нет. А Вы уже посмотрели? Как впечатления?
Я вчера только начала смотреть, он идет 2,5 часа. Посмотрела половину. Снято качественно, Николь хороша в роли миссис Барбур, ей подходит, но пока бесят мелочные нестыковки с книгой. Спрашивается - зачем?! По книге Хоби был с два метра ростом, а в фильме он чуть выше юного Тео.
02.11.2023
мне тоже понравилась, очень живая и насыщенная книга, только положительные эмоции
Smile
Другие отзывы
Читать все отзывы 64
Смотрите также