Прочитать эту книгу меня сподвигло не только огромное количество восторженных рецензий, но и внушительный её объем. Дело в том, что я читаю патологически быстро, глотаю книги и страшно расстраиваюсь, когда погружение в увлёкший меня мир заканчивается. Отсюда пристрастие к фантастическим циклам - когда за полюбившейся книгой следует продолжение - это кайф! И оценив уважительно толщину "Шантарама", который манил меня особой атмосферой экзотической Индии, я принялась за чтение с радостным предвкушением.
А ведь знала, что чем больше ожиданий, тем сильнее разочарование! Как ни горько признать...
На протяжении всей книги герои курят [SPAM] и беседуют беседы - как кажется автору, с глубинным смыслом и с претензией на философию. Мне же рассуждения всех книжных "гуру" показались пафосно-поверхностными.
Главный герой - безликий отморозок, не вызывающий симпатии, а потому - абсолютно неинтересно, что же с ним дальше произойдёт. И это провал. Потому что главный герой - не спроста главный, на нём держится все повествование, через его призму мы видим всех остальных персонажей.
Я не моралист, честно-честно, но главный герой - героиновый наркоман, осужденный за неоднократный вооруженный грабёж. И в Индии вступивший в ряды мафии.
Его великая любофффь - такая же безликая, как он сам. Жутко загадочная и по-неземному красивая. Конец. Что в ней особенного, я пока не поняла.
Лучший друг, полюбившийся многим (Прабакер), эдакий деревенский дурачок, Санчо Панса при Дон Кихоте. Меня бы такой человек раздражал безмерно. Скорбеть о нём вроде бы надо, но не получается. Не очаровала меня улыбка Бомбейского гида. Видно, у меня камень вместо сердца..хмм.
"Человек, которого "Шантарам" не тронет до глубины души, либо не имеет сердца, либо мертв, либо то и другое одновременно". Джонатан Кэрролл
Мое путешествие по книге было насилием над собой: раз начала, надо закончить. Нет, пока читаешь - интересно, не спотыкаешься. Закрываешь книгу - и не тянет открыть снова. Что-то вроде низкосортного женского романа, написанного мужиком.
Добравшись до событий в Афганистане, я в очередной раз переплевалась и уныло продолжила шествие к концу книги. Узнать чем всё закончится. Обрадую вас - ничем. Наверное поэтому выщла вторая книга.
Могу простить автору всё, кроме скуки. Зато яркие впечатления оставили жизненные и красочные описания страдания людей в тюрьме (вши, умывание водой с червяками, вонь, грязь, голод, побои); ранений на войне и холеры. Ведь холера - только звучит романтично, на самом же деле блюешь и дрищешь дальше, чем видишь, умирая от обезвоживания. Это передано чудно. Думаю, автору стоило написать серию коротких рассказов. И душу освободить от бремени (роман-то автобиографический), и читателям приятнее.
Начало книги имело смысл читать - там автор пытается передать особенности индийского менталитета, "обратную сторону" туристического Бомбея, колорит. Описывает жизнь в трущобах и индийской деревне.
Удивляет, почему так раскрутили Шантарам и оставили без внимания роман "Вопрос-Ответ" (англ. «Q & A») Викаса Сварупа, чей сюжет лежит в основе фильма "Миллионер из Трущоб".
У меня создалось впечатление, что после миллиона восторженных рецензий, которыми пестрили новостные издания и обложка книги, отзываться о Шантараме нелестно стало решительно невозможно. Ведь искусство - дело тонкое. Не будешь вторить всеобщим восторгом - скажут, что тебе просто "не понять", свинье в апельсинах.."не доросла еще"..
Так что дружно - пускаем сопли по любовным страданиям и душещипательной мужской дружбе. Курим чаррас, йаар.
Ну а я не понимаю по каким критериям оценивать, например, художника. И считать его картину шедевром. И не стесняюсь назвать знаменитый "Шантарам" второсортной литературой (надеюсь не задеть субъективным мнением ничьих чувств).