Опубликовано 1 Февраль, 2017 - 17:58

Признаться, когда я начинал смотреть этот фильм, он мне нравился. Довольно таинственный, лихо закрученный сюжет, костюмы, декорации - всё вполне по-голливудски. Впрочем, уже на этапе титров глаз резануло упоминание про 2016 год как год российского кино, а далее, видите ли, Коламбия Пикчерз представляет... Вот так дальше и пошло, сплошная российская голливудщина. Что я под этим подразумеваю? Вольный полёт фантазии (что, само по себе для кино вовсе не плохо), и, при этом, полнейшее пренебрежение правдой жизни и историческими фактами (а это уже не очень хорошо). С первых же кадров нас стараются убедить, что мы сейчас с головой окунёмся в атмосферу той эпохи (кстати, какой эпохи?? почти никаких отсылок ко времени действия там нет и это симптоматично, иначе все эти кинопостроения рушатся под собственной тяжестью). Мы видим выдержки из Дуэльного кодекса Российской империи и, видимо, должны проникнуться почтением к создателям фильма, которые при создании своего творения глубоко зарылись в специализированную литературу. Но есть одна проблема... Никакого официального дуэльного кодекса в Российской империи никогда не было и быть не могло, ибо дуэли ещё со времён Петра I были уголовным преступлением и серьёзно карались. При Петре - смертной казнью, при Николае I - разжалованием офицера в солдаты и ссылкой на Кавказ, для лиц, не находящихся на военной службе, - тюремным заключением. Лишь в 1894 г. Императором были утверждены «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», которые явились неким смягчением позиции властей в отношении дуэлей среди офицеров. Убедившись, что изжить это явление в офицерской среде полностью невозможно, власть попыталась навести там хоть какой-то порядок и в то же время способствовать разрешению конфликтов между офицерами миром. Но судя по тому, что главный герой в фильме был солдатом на Алеутских островах, а Аляска была продана американцам в 1867 г., события разворачиваются где-то в середине XIX в., а то и раньше. И вот тут забавно: весь фильм персонажи много говорят о дворянской чести, стреляются где попало (хоть при всём честном народе где-то в великосветском салоне) и практически немедленно после вызова, офицерское собрание не то, что не борется, а прямо-таки способствует дуэлям (хотя наказанию подвергались не только оставшиеся в живых дуэлянты, но даже секунданты, потому вызовы на дуэли и сами дуэли стремились сохранять в тайне). В общем, надо ли говорить, что это не исторический фильм, каким он первое время старается казаться, а всего лишь детективно-мистическое историческое фэнтези а-ля рюс (ну, типа фильмов "Волкодав" или "Русичи", только эпохи разные)? Я думаю, вы это уже поняли. Так что вновь призываю зрителей не учить историю по художественным фильмам. А если вы хотите больше узнать о русских дуэлях, можете прочесть соответствующую главу из книги замечательного советского учёного Ю. М. Лотмана "Беседы о русской культуре". Она того стоит.

Впрочем, если абстрагироваться от исторического контекста, похвалить сюжет фильма всё равно не получается, так как вторая его половина как-то разочаровывает. После завлекательного начала дальше всё идёт как-то невразумительно, концовка простенькая, но тоже странная, так как сложно сказать, хэппи-энд это или нет. Фильм мог бы понравиться детям, если бы не обилие кровавых сцен. Так что даже не знаю, кому его стоит рекомендовать. Но всё же кое-что хорошее в завершение этого обзора скажу: хорошо, что наши кинематографисты начинают искать какие-то новые, нетривиальные сюжеты. Да, не всегда всё получается, но дорогу осилит идущий. По крайней мере, плеваться после просмотра не хочется, и это уже здорово! Крепкие вам три балла! Удовлетворительно.

Достоинства
  • Атмосфера и декорации
Недостатки
  • Историческое несоответствие эпохе
  • Много жестоких сцен
  • Неинтересная концовка
UmNickне рекомендует
Читать все отзывы 71
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 71
Смотрите также