Опубликовано 19 Январь, 2024 - 11:00

  • Опыт использования:
    полгода или более


Существует довольно большое количество игр, вдохновленных легендарной XCOM: UFO Defence, но, в отличие от многих подражаний, "Ксенонавты" (Xenonauts) нацелены на максимальное соответствие геймплею оригинала. Эта пошаговая стратегия / тактическая игра выполнена в классическом двухмерном/изометрическом икскомовском стиле с современной графикой, поддерживающей высокие разрешения экрана. Как и в XCOM здесь есть глобус для отслеживания НЛО, строительство баз, запуск перехватчиков и набор тактических карт для близких контактов четвертой степени управления отрядами оперативников.


После UFO: Extraterrestrials я уже без прежнего интереса смотрела на подобные проекты. Одна игра выходит, другая - близко, но не то. В конце концов, есть еще OpenXCOM с кучей дополнений разной степени играбельности. А переход собственно серии XCOM в трехмерное пространство, начиная с ремейка от Firaxis, я воспринимаю двояко. С одной стороны, прогресс не стоит на месте, и результат выглядит потрясающе. С другой стороны, изменившаяся схема расчета ходов мне мало нравится. Вместо запаса ОД (очков действия, они же TU - time units) введен фиксированный набор действий - добежать, выстрелить - не более одного раза, в лучшем случае двух за ход, если прокачан перк. Это сильно ограничивает тактические возможности игры. Ведь раньше нужно было не только атаковать противника, но и продумывать пути к отступлению. Отсутствие разделения бойцов по специальностям позволяло им использовать любое изученное оружие и снаряжение, а также перебрасывать его друг другу. К примеру, передать стоящему на несколько клеток впереди оперативнику шокер, чтобы он смог захватить живого пришельца.


Создатели "Ксенонавтов" пообещали возродить традиции. Игровой процесс почти повторяет первую часть XCOM. Интерфейс хоть и заметно отличается от прототипа, унаследовал многие пункты, которые узнаются сразу - показ карты по "этажам", доступ к рюкзаку (и тому, кто/что лежит под ногами), резервирование времени.


В части управления базой первое изменение, на которое я обратила внимание, коснулось снабжения кораблей и оперативников боеприпасами. Теперь не нужно производить или закупать снаряды, они пополняются сами. Рынок же заметно ослаб. Максимум можно купить в ангар перехватчик первого уровня или продать сплавы, оставшиеся от НЛО. Упразднен снабженческий микроменеджмент, при котором требовалось следить за наличием ракет для перехватчиков, патронов к ручному оружию, танковых снарядов и т.д., закупая их поштучно.


Второе изменение - более существенное и спорное - исчезли графики, отображающие активность НЛО по странам. Теперь необходимо контролировать новостную ленту - где-то жители жалуются на пропадание связи, где-то появляются сообщения о налете НЛО на военную базу, где-то увидели с борта корабля странное явление на море. Остается лишь почаще патрулировать районы повышенной инопланетной активности.

 


Третье - радиус действия радаров каждой базы наглядно отображается на глобусе окружностями. В XCOM приходилось определять охват приблизительно, однако проблем не возникало. Главная база строилась где-нибудь в Северной Африке, а через полгода возводился дополнительный аванпост с перехватчиками в Австралии, и пришельцы no pasaran. В Xenonauts же страны очень чутко относятся к сужению отслеживаемого района, тарелочки непременно ускользают из виду, потому строить радары следует таким образом, чтобы каждый по возможности охватывал два континента.


Система боя перехватчиков с инопланетными кораблями стала более гибкой. Игрок может управлять каждой единицей авиации в эскадрилье, наводить оружие на цель и при необходимости выводить из боя поврежденную технику, а также применять отвлекающие маневры, заставляя НЛО изменять курс. Конечно, имеется и автоматический режим, в котором сбиваются проходные корабли, не представляющие большой угрозы. Тарелочки теперь тоже умеют группироваться в воздухе. Например, алиеновский транспортник будет прикрывать пара истребителей сопровождения.


Основная же фишка Xenonauts, как и XCOM - наземные тактические операции. Здесь очень радует возможность отправлять оперативников только на представляющие ценность места крушений, а малосущественные просто устранять ударами с воздуха. Тогда игрок тоже зарабатывает плюсы от мирового сообщества за ликвидацию угрозы, но ему не достается предметов с подбитого НЛО. Для прогресса же необходимо всякий раз изучать новые технологии. Пришельцы с каждой волной становятся сильнее - и в воздухе, и на земле.


Изометрические карты наземных операций прямо-таки услаждают взор повышенной четкостью линий, приятным дизайном городов и деревень, хорошей детализацией объектов. Игровая механика позаимствовала ряд моментов из ремейков. В частности, технику использования полных и частичных укрытий, огонь на подавление и расчет вероятности попадания при наличии препятствия.
Положительные сдвиги произошли в поведении нейтральных персонажей, которые теперь в большинстве случаев будут присутствовать на картах, даже если действия происходят за городом. Чем многолюднее район, где рухнули/десантировались пришельцы, тем выше процент нейтралов. На первых порах местные жители способны оказывать игроку поддержку. Так добрые бородачи с автоматами уложили целый выводок зергов, разгуливавший посреди восточного базара, а суровые сибирские мужики с дробовиками отправили нескольких "серых" в страну вечной охоты. Правда, вскоре нейтралов придется оберегать, несмотря на появление у них лазерного оружия. Со временем повышаются характеристики инопланетных особей - сначала на кораблях прилетают рядовые солдаты и рабочие, а потом опытные воины, элитные бойцы, офицеры и даже преторы. Наша задача - захватить и допросить претора, выяснив у него, откуда исходит угроза человечеству, но перед этим познакомиться с нижестоящими, дабы сориентировать ученых.


Также необходимо исследовать инопланетные технологии, преодолевая отставание от внеземных цивилизаций. Показателен следующий момент. Ученые довольно быстро выясняют принцип действия инопланетного оружия, однако управляемые игроком бойцы могут подбирать и использовать его лишь на поле боя - со склада на задание им не выдают подлинные алиеновские образцы. При стрельбе из чужого оружия точность снижается в 2-3 раза. Данный факт объясняется анатомическими различиями людей и инопланетных существ. Понятно, что метко стрелять из креветки со спорной эргономикой, не имеющей человеческих прицельных приспособлений, будет проблематично, поэтому необходимо спроектировать собственные варианты улучшенного вооружения.

 

Инопланетное оружие окрашено в ярко-красный цвет.

 

А это уже плазменное ружье, разработанное специально для ксенонавтов. Базы пришельцев стали во многом похожи на базы землян. В ангарах мы найдем корабли.


Тем не менее нет ничего лучше, чем использовать захваченные бомбометы пришельцев против прежних владельцев. Особой меткости данное оружие не требует, работая по площади.


Я не буду перечислять все нюансы сюжета и геймплея. Скажу лишь, что процесс плюс-минус похож на XCOM 1 и 2. Преимуществом являются дополнительные механики и, как следствие, более разнообразная тактика ведения боя. К минусам же я отношу: 1) исчезновение интерактивной мини-карты, которая в XCOM позволяла сразу определять местоположение противников; 2) невозможность загрузки снаряжения прямиком в корабль, не навешивая его на бойцов. С точки зрения геймплея Xenonauts кажутся облегченной версией XCOM. А попробуй-ка выдержи массированный налет сибеллиан с их ручными зергами, выбей из города роботов-андронов! Да и элитные харриданы, охраняющие преторов, порой лютуют.

Остается только вздыхать по поводу количества реальных часов, проведенных в этой увлекательной игре. "Ксенонавты" затягивают с первых же минут, несмотря на простую рисованную графику.

Ферма, атакованная инопланетянами. Нечто вроде фильма "Знаки".

Большой инопланетный корабль, вид снаружи и внутри

Снаряжаем транспорт

Как и в XCOM, бронетехника - наш лучший помощник. Против нее бесполезны вражеские пси-атаки и когти зергов.

Кстати, финал (во всяком случае, в стабильной версии 1.65w) проходится очень легко. Это не Quake и здесь нет телефрагов, поэтому бойцы-ксенонавты могут смело занимать телепорты, чтобы противник не смог ими воспользоваться. На финальную миссию обязательно берем с собой танк (в идеале бы два танка, но у меня не получилось загрузить в корабль второй), и как только у места высадки начнут появляться зерги (они же жнецы, потрошители, крисалиды), поставим боевую машину и/или свободных бойцов на все 6 точек их респауна. Готово, враг заблокирован! Алиены перестают получать подкрепления. Теперь на карте полный покой.


Остается не торопясь разобраться с генераторами и слабым инопланетным главарем, расчистить путь к спасательному лифту, если там еще есть противники, и поскорее покинуть это гиблое место.
Системные требования у игры достаточно демократичные. "Ксенонавты" прекрасно работают на любых калькуляторах как с 32-, так и с 64-битными версиями ОС. Поддерживается разрешение экрана до 4К. Мне хватает даже стандартных 1920x1080.


По общему впечатлению, Goldhawk Interactive сумели выпустить интересный, годный проект по мотивам вселенной XCOM. Формально можно считать его неофициальным приквелом, так как отсчет событий ведется с 1979 года. В настоящее время уже доступно продолжение - Xenonauts 2. Игра понравилась, несмотря на некоторое упрощение! Четыре балла из пяти.

Достоинства
  • Большой список исследований
  • Геймплей и сюжет
  • Детальная глобальная карта
  • Красивая рисованная графика
  • Множество видов кораблей и локаций
  • Новые виды пришельцев
  • Разнообразие тактик и ходов
  • Экономическая составляющая
Недостатки
  • Нет тактической миникарты
  • По сравнению с XCOM упростились некоторые моменты
Принцесса Югарекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
19.01.2024
Не слышал о такой игре)
Уже вторая часть "Ксенонавтов" вышла. А при участии самого Голлопа выпущена "Phoenix Point".
20.01.2024
Кто бы мог подумать лет 15 назад, что игры и вообще компьютерные технологии дойдут до такого развития. 3D, космос и всё такое))
Я встречала людей, которые считают, что полеты в космос - это мистификация, а интернет по всей Земле работает лишь благодаря наземным передатчикам Big smile
21.01.2024
Ну... Они явно живут интереснее нас 😂
22.01.2024
как интересно
Это да, игра захватывает)
24.06.2024
Завидую по белому, тем кто получает кайф от стратегий, и "настольных"... Я обычно на этапе изучения правил уже зевать начинаю и пытаться слиться Party
В настольные игры я редко играю. Или правила сложные, или скучно. Компьютерные стратегии проще. Там сразу видно, кто в кого стреляет.
24.06.2024
Я и в стратегии не смог... Честно пытался несколько раз в начале 00-х (как раз хком и команд конкувер)... Скучно
Смотрите также