Опубликовано 1 Февраль, 2023 - 21:39

  • Опыт использования:
    один раз

Советские комедии бывают разные: серьёзные и заразные. Ко вторым, очевидно, относятся многократно перехваленные "шедевры" западника Л. Гайдая, у которого, что ни сцена, то употребление алкашки, курева и т.п. К первым отнесу х.ф. "Назначение" (1980) с А. Мироновым и И. Купченко. А есть ещё комедии, которые сложно охарактеризовать однозначно, но точно ясно, что это - именно комедии, а не алко-трэш и не излишние драматизмы. Вот к такому виду или подвиду я, пожалуй, и отнесу фильм режиссёра Владимира Рогового с нестандартным и несколько спорным названием "Женатый холостяк". Нестандартность объяснять вряд ли кому-то надо (хотя в прошлом году казахи сняли одноимённый, но совершенно иной, ЯКОБЫ комедийный опус, который является чуть ли не полной противоположностью "старому доброму" советскому), а вот спорность состоит в том, что, несмотря на популярность употребления слова "холостой", следует помнить о том, что холостой - это НЕ СПОСОБНЫЙ поражать цель (по аналогии с холостым патроном), поэтому желательно говорить: "Неженатый". Однако, если следовать правильности словообразования и здорового смысла понятия, рассыплется всё название анализируемого фильма; поэтому простим авторам сию оплошность и углубимся в непосредственное содержание.

С первых же сцен данное кино понравилось мне тем, что оно отнюдь не однобоко, а как раз таки, наоборот, МНОГОаспектно: в кадре мы наблюдаем и симпатии молодых мужчины и женщины друг к другу, и элементы социальной структурации отношений советских людей, и взаимосвязь разных поколений, и много чего ещё. Вообще, комедийный подход к серьёзным темам (в частности, коррупции и лизоблюдства среди персонала поездных вагонов-ресторанов, обслуживания автобазы, сервиса общественного транспорта, организации публичных вечеринок и т.д.) - дело само по себе нешуточное, поскольку требует и здорового чувства юмора, и сильного сценария, и режиссёрского таланта (чтобы даже самый хороший сценарий, как минимум, не угробить, а ещё лучше - подчеркнуть все его достоинства), и, разумеется, игры не "случайных", а грамотно подобранных актёров. На мой оценочный взгляд, все перечисленные компоненты в данной киноленте более или менее выражены; фильм, действительно, заслуживает зрительского внимания, и я даже поставлю ему оценку "Отлично", дабы заинтересовать и других реципиентов из числа тех, кто его ещё не смотрел, а заодно и напомнить тем, кто был с ним знаком когда-то давно. Однако ...

Разумеется, необходимо отдавать себе трезвый отчёт и в некоторых "слабостях" анализируемого произведения, несмотря на то, что моя похвала абсолютно искренна.

Во-первых, известный советско-грузинский актёр Баадур Цуладзе явно переигрывает. Да, ясное дело, что перед ним была поставлена определённая задача сыграть конкретную личность, но, всё-таки, на мой взгляд, он несколько переборщил с эмоциональностью, амбициозностью и даже ... харизматичностью изображаемого им персонажа. Несмотря на то, что представители данной национальности славились в советские и постсоветские годы своими специфическими (страстными и взрывными) менталитетом и характером, всё-таки, даже более известный Мимино-Валико (пилот высокого уровня мастерства и признания) вёл себя в кадре гораздо более сдержанно и дисциплинированно.

Во-вторых, натянутым выглядит событийное звено с ежедневными уходом из дома Тамары и возвращением туда же главного героя Сергея через окно. Дома тогда в массе своей были меньше, чем сейчас (в кадре - как раз один из них); людей тоже не кишмя кишело в "муравейниках", да и основная часть граждан была более сознательной и внимательной. Такие "трюки" были бы раскрыты уже на следующие сутки, и начальник транспортного управления Гурам (по совместительству потенциальный тесть шофёра Сергея) был бы извещён соседями и прочими неравнодушными лицами незамедлительно. В то время это решалось легко и быстро, без всяких мобильных телефонов и прочих приспособлений, поскольку люди реально тесно общались друг с другом.

В-третьих, несколько неоднозначно воспринимается эпизод, в котором демонстрируют актрису Ларису Удовиченко в бюстгальтере. Разумеется, это было каким-то прям супер-Событием в жизни советского общества (в кино нечто подобное было и ранее, в том числе, кстати, с немалой подачи вышеупомянутого Л. Гайдая), но надо ли такие образы было вставлять конкретно в ЭТОТ фильм - вот в чём мой вопрос!! Подвох в данном случае я вижу в том, что привлекательность главной героини итак очевидна (разумеется, для тех, чьи вкусы не идут вразрез с её типажом), а выбранный жанр, вроде бы, склоняет больше в сторону доброты и душевности в целом, нежели к разжиганию страстей.

Впрочем, кто-то может размышлять иначе на этот счёт ... Тем более, если вспомнит оголённую спину профессиональной танцовщицы на дискотеке, устроенной для шоферов транспортного управления дабы их всех поскорее женить и тем самым остепенить (чтобы были более надёжными работниками! вот как стратегично тогда мыслило руководство предприятий!).

В-четвёртых, очевидно некоторое противоречие между, с одной стороны, честностью и порядочностью главного героя (добросовестный работник, внимательный к женщине мужчина, отзывчивый и к детям тоже и т.д.), а, с другой стороны, каким-то странным авантюризмом, который и лёг в название фильма. Зачем было ломать эту "комедию" в комедии, если можно было каким-то другим, более корректным (и одновременно более удобным для самого себя!) образом выразить свой настойчивый интерес к своей избраннице?!

Несмотря на перечисленные и иные "шероховатости", данный художественный фильм я, всё же, рекомендую к просмотру, хотя сам вряд ли буду его пересматривать целиком ещё раз. И других интересных советских фильмов хватает, которые я не пересматривал с детства (то бишь в более осознанном возрасте ещё даже и не видел таковые ни разу), и просто можно иногда промотать на конкретные симпатичные мне сцены (кино находится в свободном интернет-доступе, так что делается это вполне удобно).

Что касается сильных сторон или плюсов фильма, то отмечу следующие:

1) достаточно сильный актёрский состав, причём все соотношения "актёр - роль" на своём месте. Единственное, что может напрягать, так это - некий когнитивный диссонанс (или конкретнее - контраст) между ролями Вадима Андреева в данном случае и в "Баламуте" (здесь он - какой-то разгильдяй и ловелас, а там был главным, действительно, положительным героем). Помимо этого, героиня Ларисы Удовиченко, как это сейчас принято называть, какая-то "мутная", то бишь производит разные впечатления, провоцирует различные эмоции.

2) Продемонстрированы не только трудовыебудни, но и специфика досуга советского человека в начале 80-ых годов ХХ столетия, что весьма интересно и ценно даже с исторической точки зрения (хотя, понятное дело, что фильм смягчает и несколько приукрашивает социальную действительность).

3) Есть по-настоящему забавные моменты, над которыми можно посмеяться. В частности, мне понравился эпизод, в котором главный герой "пролетает" через чужую квартиру, в которой в роли ревнивого мужа представлен интересный актёр Борис Гитин. Сцена, в которой Михаил Пуговкин вытаскивает из кармана неудавшегося "дон-жуана" Антипова пузырь водки и тут же назначает его дежурным, тоже весьма любопытна.

4) Персонаж, воспроизведённый на экране не менее колоритным советским актёром Романом Филипповым, хоть и туповат свиду (особенно с этой его коронной фразой "Не спорю"), но зато даёт наглядное представление о том, что советские люди были самые разные по характеру, типажу и т.д.

5) Порадовали и весьма жизненные, реалистичные моменты, связанные с личной жизнью второстепенных персонажей данного фильма. К примеру, представились интересными обращение обаятельной Светланы к подруге Тамаре с просьбой рассказать об импонирующем ей Сергее (при том, что этот Сергей уже живёт у Тамары!!) и реакция Сергея Антипова на то, как его "отшила" впавшая в сомнения Тамара ("Я не танцую" - "А чё ж тогда пришла?! Прынцесса ...").

6) Фильм выглядит достаточно динамичным и совершенно нескучным. Действие сменяет действие более-менее гармонично, без лишнего рваного темпа. Тема связи поколений хоть и поверхностно, но тоже по-своему раскрыта (отношения матери и ребёнка, дедушки и бабушки с внуком и т.д.).

7) Одним из самых сильных звеньев фильма, несомненно, является центральная песня под названием "Улица Надежды".

В общем и целом, данное кино могу рекомендовать к просмотру всем тем, кто интересуется качественным советским кинематографом.

Достоинства
  • Актеры
  • Атмосфера
  • Музыка и песни
RichestHarvestрекомендует
Читать все отзывы 5
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
01.02.2023
Несколько раз смотрела. Выбора то не было. Что было по тв то и смотрели.
02.02.2023
Так фильм-то очень даже неплохой, но пересматривать его я бы уже вряд ли стал ))
Другие отзывы
Читать все отзывы 5
Смотрите также