Едва ли я кого-то удивлю, если скажу, что был наслышан о Хичкоке задолго до моего серьезного увлечения миром кинематографа. Только вот к просмотру его фильмов я подошел с тем же терпеливым ожиданием, с которым ты готовишься к походу в лучший ресторан в городе. Но легендарное «Головокружение» меня разочаровало, даже несмотря на безупречную красоту этого кинополотна.
Поэтому к просмотру ленты «Исступление» (в другом переводе «Безумие») я подходил уже скорее с познавательным интересом, нежели чем с желанием увидеть шедевр. Впрочем, без шедевра тут все-таки не обошлось.
Лента повествует о бывшем командире эскадрильи Королевских ВВС, который неудачно сочетает в своем характере вспыльчивый нрав и гусарские замашки. Вчерашний баловень судьбы грозится со дня на день стать обитателем социального дна, но тут полиция начинает подозревать его в совершении ряда преступлений на сексуальной почве, в которых жертвы оказались задушены самой элегантной частью мужского гардероба — галстуком. Впрочем, пока полицейские ищейки идут по ложному следу, реальный маньяк будет продолжать свой бесчеловечный промысел.
Первый, основной и главный элемент картины Хичкока — это саспенс, который буквально за волосы тащит тебя по грязным лондонским переулкам, не давая оторваться от просмотра ни на минуту. «Исступление» - это полноценный триллер, в то время как «Головокружение» было попыткой снять роскошный фильм в другом жанре, который не является естественной средой обитания старого мастера.
Более того, семидесятые с их ультрараскрепощенными нравами оказались мастеру саспенса очень даже к лицу. Хичкок подробно знакомит нас с одной из будущих жертв и дает нам проникнуться к ней глубокой симпатией, чтобы затем мы увидели графичные сцены насилия с её участием и обнаженную натуру. Симпатия к погибшей не дает зрителю объективизировать несчастную, что в итоге производит эффект разорвавшейся бомбы.
Какой только «расчленёнки» современный зритель не видел в кино за последние годы, однако бесчеловечность насилия нигде так остро не ощущается, как к ленте Хичкока. Казалось бы, мастер должен был бы повторить на нас свой мастерский трюк, но он идет на шаг дальше и в случае со всеми остальными жертвами предоставляет нашему воображению простор.
Однако затем нам суждено будет впасть в состояние жестокого когнитивного диссонанса, когда мы обнаружим, что лента буквально перенасыщена черным юмором. К примеру, идущий по следу маньяка детектив не просто непробиваемый тупица, он озабочен одним единственным вопросом в своей жизни, а именно вопросом заполнения своего брюха традиционной английской едой.
Однако его мироздание пошатнулось, когда его благоверная пошла на курсы высокой французской кухни, что ввергло жизнь опытно сыщика в хаос. Детектива не сильно беспокоит ужасающая судьба несчастных, да и она не сильно-то портит ему аппетит.
Помимо блестящей операторской работы, острого, как бритва, сценария и фантастической игры актеров, хочется отметить блестящий выбор лондонских локаций Хичкоком. Нет перед нами более выскобленных калифорнийских видов, мы видим живую и кипящую изнанку большого города. Именно такую, как я люблю.