За прошедший год я успел познакомиться со многими лентами сороковых-пятидесятых годов прошлого века, что позволяет мне судить о творчестве великого Хичкока в рамках того временного контекста, в котором его работы существовали. К примеру, такие киноленты конкурентов Хичкока, как «Потерянный уик-энд» и «Большие часы» прекрасно смотрятся и сегодня, спустя восемьдесят лет после своего выхода на широкий экран.
Впрочем, и «Головокружение» первые сорок минут можно смотреть лишь затаив дыхание. Я сначала всё не мог понять, какой самоуверенностью должен обладать режиссер, чтобы долго выдерживать в кадре хоть и стоящие, но далеко не совершенные ракурсы. Но позже по безупречному убранству локаций до меня дошло, что великий режиссер всегда получал все, что ему могло заблагорассудиться, и «Головокружение» в этом смысле совсем не исключение. Однако вскоре ты обнаруживаешь, что в своих попытках довести визуальный ряд ленты до совершенства Хичкок упустил самое главное — внимание зрителя.
Лента повествует о бывшем сотруднике полиции, который вышел в отставку после ужасного инцидента на высоте, стоящего жизни его напарнику. Мужчина ищет утешение в компании своей давней знакомой по имени Марджори, однако он все не может придумать себе занятие по душе, которое позволило бы ему как-то решить проблему избытка свободного времени. Все меняется, когда бывший однокурсник просит героя Джеймса Стюарта установить негласную слежку за своей женой, которая вроде как совсем помешалась. Постепенно протагонист влюбляется в объект своего тайного наблюдения, однако ему предстоит разгадать ребус видимого помешательства девушки и разгадка этой тайны не будет для него приятной.
В ленте Хичкока женщины являются для мужчины не только объектом притяжения, но и неразрешимой загадкой, будь то полубезумная жена сокурсника, либо же та самая Марджори, которая когда-то отменила помолвку с протагонистом без объяснения причин. Это сводит персонажа Джеймса Стюарта с ума, в то время как во второй части ленты мы смотрим на проблему взаимоотношения полов женскими глазами, когда одна из героинь с ужасом осознает, что объект её обожания тянет к выдуманному образу, а не к реальному человеку, которым она, вне всяких сомнений, является.
Одного этого исследования вкупе с бесконечной красотой хичкоковских кадров было бы достаточно для создания киношедевра. Однако мастер погряз в ненужных сценах, разжевывании очевидных деталей, что превратило часовую картину в двухчасового мастодонта, который становится мучительно смотреть уже после пятидесятой минуты экранного времени. Кстати, на эту самую пятидесятую минуту приходится эмоциональная кульминация ленты, после которой зритель вынужден искать себе какое-то сопутствующее занятие еще добрых 78 минут. Мне повезло смотреть ленту на показе в книжном магазине «Закладка», и именно там я имел возможность убедиться, что затянутость ленты хорошо ощущается и другими зрителями, а не только мной.
Отдельного упоминания, хоть и не очень доброго, заслуживает работа сценаристов, которые усугубили и без того неудачную киноработу не слишком-то логичным поведением персонажей, что вынудило Хичкока все подряд списывать на «психическое неблагополучие» героев. Остается неясным, как таинственная жена сокурсника несколько раз убегала на высоченных каблуках от бывшего сотрудника полиции, находящегося в прекрасной физической форме. Впрочем, таких ляпов здесь можно найти великое множество, что визуально безупречную ленту никак не красит.