Опубликовано 24 Октябрь, 2022 - 04:15

╔Предисловие╗

Этот фильм я видела уже несколько раз, тем не менее интерес к его просмотру не угасает. Экспрессивные персонажи и быт японцев живших несколько столетий назад - поражает. Чёрно-белые фильмы имеют удивительное свойство - раскрашиваются нашей памятью, поэтому пусть отсутствие красок не смущает вас. Это значимый фильм как для японской, так и мировой киноиндустрии. Как и у многих фильмов тех лет, посыл Расёмона актуален и по сей день.

Расёмон / Rashomon (1950, фильм)

  • Режиссёр - Акира Куросава
  • Год выхода - 1950
  • Продолжительность ± 1:28
  • Жанр - дзидайгэки
  • Основа - рассказы "В чаще", "Ворота Расёмон"
  • Награды - Золотой лев, Оскар

Дзидайгэки — японская историческая драма, сценический и кинематографический жанр в Японии, также называемый «костюмно-историческим».

Расёмон, букв. «за́мковые ворота» — ворота, стоявшие в южных концах основных городских проспектов в древних японских столицах Наре и Киото. На противоположных (северных) концах проспектов стояли ворота Судзаку (Судзакумон) — парадный въезд в императорскую резиденцию.

Расёмон в Киото являлись самыми величественными из двух монументальных ворот, возведённых в период Хэйан. Построенные в 789 году, они были более 32 метров в ширину, около 8 метров в высоту, примыкали к 23-метровой каменной стене.

К XII веку ворота пришли в запустение и стали небезопасным местом, имевшим дурную славу пристанища воров и разбойников. В строениях ворот оставляли трупы и брошенных детей. Легенды гласили, что ворота служили обиталищем демону Ибараки Додзи.

Именно эти разрушенные ворота послужили основной сценой действия рассказа «Ворота Расёмон» Рюноскэ Акутагавы и одноименного фильма Акиры Куросавы. Для Акутагавы Расёмон являлись символом морального и физического разложения японского общества времён заката эпохи Хэйан. В фильме герои вспоминают, что "по преданию, в воротах Расёмон жил дьявол, но и он сбежал, насмотревшись на человеческую подлость".

В настоящее время на месте ворот Расёмон не осталось даже фундамента. Историческое место в районе Минами отмечено лишь памятным знаком с пояснительной табличкой.

Эффект Расёмона — термин, связанный с недостоверностью очевидцев и описывающий ситуацию, в которой событие получает противоречивые субъективные интерпретации или описания вовлечёнными лицами.

Термин также используется для обозначения общих представлений об относительности истины и надежности памяти (субъективности восприятия). Многие современные фильмы и телешоу построены на эффекте Расёмон, включая в себя противоречивые воспоминания разных рассказчиков.

 

╔Сюжет и герои фильма╗

Расёмон / Rashomon (1950, фильм)
Действие происходят в XI веке, в Японии. Лента повествует о том, как четыре свидетеля (да и участника) рассказывают об одном и том же преступлении, но показания у всех разные и совсем не сходятся. Где конкретно затерялась истина среди этих правд, вам и предстоит узнать (но это не точно).

В замесе непосредственно принимают участие:

  • Разбойник Тадзомару,

его играет Тосиро Мифунэ, который часто светится в фильмах Куросавы, именитый японский актёр. Именно Куросава натолкнул его на мысль позаимствовать чутка грации и звериной поступи из мира диких животных. Что из этого вышло - смотрите сами.

Наелся и спит

  • Самурай Такэхиро Канадзава,

актёр - Масаюки Мори, запомнившийся мне из фильма "Сказки туманной луны после дождя". Он был в роли гончара помешанного на идее "как поднять бабла" и бросившего жену дома в разгар войны. И мне он не нравится ещё с тех пор🫤.

Расёмон / Rashomon (1950, фильм)

  • Жена самурая - Масако,

ее играет Мачико Кё, также знакомая по "Сказкам" что и предыдущий актёр. Тут она в роли роковой красотки, есть в ней что-то запоминающееся. В целом, она также известная актриса своего времени, прославилась тем что первой освоила амплуа сексуальной и гламурной особы - а не домашней клуши, как тогда было принято в японском кинематографе.

Расёмон / Rashomon (1950, фильм)
По важности наравне с этими тремя👆, можно наблюдать диалоги и триологи крестьянина, монаха и дровосека на развалинах Расёмона. От их лица либо ведётся повествование истории, либо вносятся дополняющие события нюансы. Заканчивает замес тоже эта троица. Откровенно второстепенных персонажей, которых не много, разбирать не будем, чтобы не заспойлерить лишнего.

Расёмон / Rashomon (1950, фильм)

╔Впечатления от просмотра╗

Из всех героев какой-то существенный эмоциональный отклик у меня вызывает только монах да дровосек. Остальные во многом противоречивы и не вызывают сочувствия. Тем не менее, за развитием событий интересно наблюдать. Повествование не примитивное как может показаться на первый взгляд, сюжет динамичный и не комичный если конечно опустить возню с боями на мечах (которые в то время существенно отличались от современных киношных). Неподготовленного зрителя может напрячь излишняя эмоциональность героев, но не стоит принимать это за плохую игру, такова специфика жанра.

Расёмон / Rashomon (1950, фильм)

Музыкальное сопровождение приятное, гармонично примешивается к происходящему, но не отвлекает. Визуальная часть конечно не на высшем уровне, но для 50-х годов ок. Потрясывание камеры, и нечёткие кадры встречаются и сейчас и не везде так задумано. Декорации в Куросавы просты и без излишеств, да и локации можно пересчитать по пальцам.

Конечно же рекомендую к просмотру, но фильм будет на любителя. Если с японским кинематографом не знакомы, но нравятся чёрно-белые ленты типа "12 разгневанных мужчин", то Расёмон наверняка зайдет. Мне фильм очень нравится, не могу сказать что это любимый, но всё же. Он подкупает своей атмосферностью и надеждой на лучшее, несмотря на все ужасы происходящие вокруг.

Расёмон / Rashomon (1950, фильм)

anna_yakubovskayaрекомендует
Читать все отзывы 3
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
24.10.2022
У старых чёрно-белых фильмов особый шарм, особенно у азиацких
25.10.2022
Абсолютно согласна, затягивают
27.10.2022
Какой странный фильм)
Другие отзывы
Смотрите также