С некоторых пор я стала изучать жанровую литературу, то есть не просто читать такие книги ради развлечения, но еще и смотреть, как автор работает с языком, строит сюжет и т.д.
Марину Суржевскую мне порекомендовали как топового автора ромформата, на сегодняшний день я прочла несколько ее книг. Сейчас хочу написать о самой скандальной и неоднозначной - "Зачем цветет лори".
Начиная читать эту дилогию, я знала, на что шла, ведь самый верхний отзыв на Литрес - весьма ругательный (и его трудно пропустить). Из этого отзыва сразу становится ясно, что книга - о насильнике и его жертве в антураже фэнтези. Весь отзыв цитировать не стану:
"...такого разочарования я не ожидала, при покупке книг не было отзывов, и я не была предупреждена, что в книге присутствуют сцены изнасилования, и не как единичный момент, с целью развязки сюжета, или объяснения формирования характера героев. А как основа «отношений» и их завязка между главными героями".
А вот и описание сюжета под книгой:
Таких, как я, называют раянами. Когда-то нас было много, нам поклонялись, словно богиням, нас почитали и нам приносили дары. «Раяна» означало «желание». Тогда мы сами решали, для кого расцветет лори. Но мужчины жестоки… И теперь «раяна» значит «яд». И когда мой цветок расцветет, меня найдут.
Мое описание.
Девушка по имени Оникс живет в дальней обители среди древних старух. Однажды она спасает от гибели загадочного мужчину. Спасенный исчезает, но затем возвращается в облачении охотника - Сумеречного пса (и в компании других охотников). В этот момент у Оникс зацветает цветок, это означает, что она - раяна и ее надо убить. Потому что раяны якобы опасны для всех мужчин - они вызывают нестерпимое желание у мужчин, могут их "околдовать". Однако по воле главного героя, Рана Лавьера, девушку не убивают на месте, а "милостиво" везут в столицу Империи, где ее должны казнить.
Мой отзыв.
Как вы, наверное, догадались, Оникс не убивают сразу по той причине, что главный герой попал под очарование девушки. Правда, попал как-то странно - несмотря на невероятное "притяжение", он не только насилует героиню, но еще и попутно (причем на протяжении всей книги) чпекает все, что шевелится.
Еще раз поясню, я читала книгу не потому, что насилие является моим "кинком" ("кинк" в литературе - это то, от чего "тащится" тот или иной читатель. Например, у кого-то "кинк" - книги про преподавателя и студентку, у кого-то - про мальчика-мажора и бедную девочку, а у кого-то - как раз про "властного пластилина" с насилием и принуждением).
Нет, мне было интересно посмотреть, как достаточно талантливый автор жанровой литературы "вырулит" эту тему. На мой взгляд - не вырулила.
Но обо всем по порядку (постараюсь оценивать объективно и сравнивать эту книгу не с шедеврами мировой литературы, а с другими книгами этого же жанра и/или этого же автора).
1. Язык и стиль повествования.
Повествование ведется от третьего лица. И оно со скачущим фокалом (то есть описываются мысли одного героя и тут же может быть перескок на мысли другого героя). Сейчас так почти никто не пишет, потому что многих читателей жанровой литературы и третье лицо, и "перескоки" раздражают, но меня не раздражало.
К языку тоже претензий нет, особенно если учитывать, что это одна из первых книг автора. Не сказать, что она прямо сильная в языковом плане (в дальнейшем Суржевская стала писать гораздо лучше), но и не ужасная.
Все сцены автор старался дать объемно (то есть создать эффект присутствия, описывая не только чувства, но и обстановку, запахи, звуки).
2. Герои.
Не могу сказать, что герои в "Лори" картонные, но и глубины (опять же, на мой взгляд) в них тоже нет. Да, их истории продуманы с самого детства, однако всё равно почему-то никто не вызвал ни жалости, ни сочувствия. Герой, Ран Лавьер, всё время повествования у меня вызывал только неприязнь, а героиня - недоумение.
3. Тема и сюжет.
Тема любви к насильнику - не новая тема в жанровой литературе, она появилась еще, кажется, в 30-годы. Есть даже психологические статьи, где объясняются причины популярности этой темы у некоторых читательниц. Если кратко, то женщины читают это не потому, что одобряют реальное насилие, нет. Просто такие книги помогают снимать определенное напряжение.
То есть я понимаю, почему подобные сюжеты вызывают интерес и даже допускаю, что при должном таланте и мастерстве автора книга с таким сюжетом может быть интересной. Но для меня это точно не "Лори".
Мне не хватило здесь психологической достоверности. То есть жестокость прописана достоверно, а вот "преображение" какое-то невнятное, картонное, которое и преображением-то, наверное, не назовешь.
Не знаю, то ли у автора не хватило тогда мастерства, то ли автор просто решил сильно не заморачиваться, но у меня из-за этого после прочтения остался неприятный осадок.
Что касается сюжета - интриги в книге присутствуют, возможно, они даже кого-то удивят, то есть сюжет не совсем "плоский", хотя и не сильно закрученный.
Отдельно хочется сказать о постельных сценах - их много, они порой весьма неприятные, однако это все-таки не бессюжетная порнография.
Выводы.
Может, сравнение будет не очень корректным, но мне кажется, что эта книга - что-то типа игрушки из секс-шопа - причем ну о-о-очень специфической игрушки. Тем, кто не приемлет подобную специфику, и тем, кто считает, что любая книга должна нести "разумное, доброе, вечное", читать однозначно не рекомендую - может "забомбить".
Если же вам интересен стокгольмский синдром (хотя и коряво поданный), читайте.
Я бы сюжет этой книги вообще не стала оценивать. Но поскольку без оценок отзыв не публикуется, ставлю оценку за язык и стиль.