Снимать ремейки – дело неблагодарное. Они редко получаются удачными, их неизбежно сравнивают с «оригиналами», а часто эти сравнения не в пользу новинок, и нужно быть в какой-то степени смелым режиссёром, чтобы посягнуть на «святое». Лука Гуаданьино позволил себе это, ведь ему уже можно: «Назови меня своим именем» в прошлом году наделал много шума, зрители и критики часто называют его фильмы культовыми, да и опыт в съёмке ремейков у него есть («Большой всплеск»). И вот Лука решил исполнить свою маленькую детскую мечту – переснять культовый хоррор «Суспирия» Дарио Ардженто. Долго останавливаться на схожести картин я не буду, т.к. не смотрела оригинал, но из обсуждения нового фильма с кинокритиком Антоном Долиным, на котором я побывала, стало ясно: две «Суспирии» – скорее двоюродные сёстры, нежели близнецы.
Талантливая танцовщица Сьюзи (Дакота Джонсон) уезжает из огайской общины амишей в Берлин, чтобы поступить в знаменитую танцевальную школу, где преподаёт её кумир Мадам Бланш (Тильда Суитон).
Дакота Джонсон в роли Сьюзи
Тильда Суинтон в роли Мадам Бланш
Радости девушки нет предела, но и её, и некоторых других учениц беспокоят странности, творящиеся в стенах школы: посторонние голоса, постоянное ощущение чьего-то присутствия, ночные кошмары, в конце концов исчезновение ведущей танцовщицы Патриции (Хлоя Грейс Морец). И быстро становится ясно: в школе происходит нечто страшное, а новую танцовщицу приняли в середине года не просто так…
Хлоя Грейс Морец в роли Патриции
Первое отличие двух фильмов проявляется практически сразу: если в «Суспирии» 1977 года источник странностей школы некоторое время скрывался, то в фильме 2018 года это завязка. Зритель узнает секрет буквально с первых кадров, если вслушается в беспорядочную речь Патриции на приёме у престарелого психиатра Йосефа Клемперера (Тильда Суинтон).
Тильда Суинтон в роли Йосефа Клемперера
Ещё одно заметное отличие – цвета. Первая «Суспирия» выделялась яркими сочными красками, во второй ставки сделаны на серость и мрачность, которые окрашиваются красным в кульминационные моменты. Если вы смотрели первый фильм, будьте готовы к таким переменам.
Лука расширил первый фильм, добавив несколько особенно актуальных тем: социальный подтекст(политика, войны, терроризм (пусть и в условиях Германии 70-х)) и феминизм. На феминизме стоит немного остановиться, ведь фильм как раз прозвали феминистским, в нём вовсю демонстрируется сила женщин и их превосходство над виновными во многих грехах мужчинами. И показано это не только в ходе сюжета, стоит посмотреть хотя бы на соотношение мужчин и женщин в кадре. В фильме всего три мужских персонажа: одного играет женщина, другой появляется максимум на 2 минуты хронометража, а третий становится объектом издёвок. Многие зрители, конечно, всё это не оценят, но не переживайте, тыкать феминизмом в лицо вам не будут (если бы на этот подтекст не указал Долин, я бы и внимания не обратила).
Ардженто высоко оценил работу Гуаданьино, Джессике Харпер – Сьюзи из «Суспирии» 1977 года (которая также исполнила крошечную роль жены психиатра в новом кино) – тоже понравился фильм. Но так ли он хорош? Вопрос спорный. Не удивляйтесь, если наткнётесь на полярные мнения. Для меня в этом фильме есть как существенные плюсы, так и перевешивающие минусы.
Из плюсов: саундтрек. У музыкантов группы Radiohead прямо кинопериод: сначала Джонни Гринвуд написал музыку для «Тебя никогда здесь не было» и «Призрачной нити», теперь Том Йорк сотворил великолепный саундтрек для «Суспирии». Мне никогда не было настолько жалко, что музыка в фильме звучит нечасто.
Второй плюс картины – актрисы. Все девушки отлично смотрятся, особенно хочется выделить прекрасную Дакоту Джонсон (надеюсь, вы не считаете её плохой актрисой из-за роли деревянной Анастейши в «50 ОС»?), Мию Гот (роль танцовщицы Сары), ну и, конечно, Тильду Суинтон. Возможно, вы заметили, что я уже упомянула её в ролях легендарной танцовщицы и старого психотерапевта? А это ещё не все её роли в этом фильме! Думаю, о таланте Тильды говорить бессмысленно.
Мия Гот в роли Сары
Ну и ещё маленький субъективный плюс: довольно неплохие пугающие сцены. Нет, фильм нельзя назвать страшным, но некоторые жестокие сцены выглядят очень зрелищно, а параноидальные сны главной героини нагоняют жути.
Увы, дальше будут только минусы.
Хронометраж фильма 2:32. Это много, но терпимо, если фильм насыщен событиями. «Суспирия» же монотонна и откровенно затянута, некоторые сцены необоснованно длинные, а во многих и вовсе не было нужды (в фильме есть сцена после титров, но можете её не дожидаться, она абсолютно бессмысленна). Даже приятные сцены танцев выглядят нудновато (хотите танцев, смотрите «Экстаз» Гаспара Ноэ, вот там они что надо!).
Социальный подтекст фильма, увы, не вяжется с основным сюжетом и выглядит просто как отдельные вставки репортажей о террористах по телевизору. Из-за этого фильм как будто зависает между жанрами: это и не социальная драма, и не хоррор в полной мере. Хоррор тут явно «не дожали»: жуткие сцены присутствуют, но они теряются в общей массе однообразных событий.
С пресловутой атмосферой тоже непорядок: у фильма нет должного напряжения, выдающейся операторской работы, какого-то особого визуального стиля, а на одной музыке он далеко не уезжает… Да и проникнуться симпатией к героиням не получается: обрывистые воспоминания о детстве главной героини ничуть её не раскрывают, Мадам Бланш играет в хорошего/плохого полицейского, сначала как бы защищает интересы других, а потом без сомнения их предаёт. Герой психиатра вообще не особо нужен, разве что как олицетворение виновного перед всеми женщинами мужчины, но очень уж это сомнительно.
По ходу фильма Гуаданьино больше и больше всё усложняет. Картина начинается как мистический хоррор, а заканчивается артхаусом, причем слабеньким артхаусом. В кульминации вместо красивого зрелища мы получаем какой-то сомнительный, необоснованный, плохо снятый слэшер из 90-х. Ситуацию спасает только забавная сцена после кульминации, на которой некоторые зрители начали истерически смеяться. Фильму не хватило тонкости и банальной простоты.
Я не могу сказать, что «Суспирия» Луки Гуаданьино – абсолютно плохой фильм, у него есть свои почитатели, любителям артхауса вообще должно понравиться. Но для меня «Суспирия» – претенциозный ремейк, пытающийся вобрать всё хорошее от разных жанров, что в итоге отягощает его и тянет на дно.