Всем привет)) Мои обзоры на странные, нетривальные фильмы продолжаются, и в этот раз я расскажу вам про ужастик, ставший своего рода классикой европейских ужасов конца семидесятых - "Суспирия".
- ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ -
Мооллодая американская балерина по имени Сьюзи Бэннион отправляется в Европу — во Фрайбург-им-Брайсгау (Германия), чтобы там поступить в балетную школу мадам Бланк. Она прилетела на самолёте дождливым вечером, села в такси, добралась до школы, и тут начались странности: из дверей этого заведения навстречу Сьюзи выбежала девушка по имени Пэм, которая выкрикивала несвязные слова и скрылась после этого. Сьюзи хочет зайти внутрь школы, звонит в домофон, но ей отвечают, что её не знают и не ждут. После этого Сьюзи приходится вернуться к такси и поехать на ночь в отель, и только потом ей удаётся попасть в балетную школу, но в заведении царит атмосфера всеобщего подозрения (собственно говоря, с итальянского Suspiria переводится как "подозрение"), происходят таинственные кровавые убийства - словом, все напряженно и таинственно.
- ГЕРОИ И ГЕРОИНИ -
Центральной персонажкой у нас является, несложно догадаться, Сьюзи. Спокойная, миловидная американка, которая попадает в целую историю в этой балетной школе. Самая обычная героиня, добрая и порядочная девушка. Такая типичная протогонистка ужастиков, не отличающаяся особо яркой характеристикой.
Играет Сьюзи американская актриса по имени Джессика Харпер. На мой взгляд, со своей ролью она справилась на отлично, хотя я не раз слышала мнение о том, Джессика откровенно переиграла в "Суспирии" (в одном из обзоров её даже сравнивали с Кристен Стюарт во время игры в "Сумерках", но, честно, мне игра Кристен там нравится, как и игра Джессики в герое нашего отзыва).
Другие герои и героини по большей части фоновые, малораскрытые. Например, молодой психиатр доктор Фрэнк Мэндел - врач и друг Сары, соседки по комнате Сьюзи, которая до главной героини жила с той самой Пэм, с которой Сьюзи встретилась тем дождливым вечером в самом начале фильма. Или же, сама Пэм - таинственная девушка, кричащая про некую тайну и ирисы и выбегающая из школы прямо в ливень.
Директриса - мадам Бланк и хореографиня мисс Таннер - тоже фоновые героиня, но довольно яркие. Строгая учительница и мягкая (на первый взгляд) директриса школы, но обе они какие-то... Подозрительные? Да. Именно так. Впрочем, в "Суспирии" подозрительно все, включая даже саму главную героиню.
Также в фильме присутствуют и другие персонажки-ученицы балетной школы: русская девушка по имени Ольга (фото с брюнеткой выше), живущая, в отличие от большинства девушек, не в самой школе, а в городе рядом. К слову, Ольгу играет не русская актриса, но в ремейке 2018 года (на него я также планирую написать отзыв) это исправлено, и Ольгу там играет русская танцовщица.
- ОТНОШЕНИЯ ГЕРОЕВ И ГЕРОИНЬ -
Романтических и любовных линий в этом фильме нет, только лёгкое приятельство двух девушек - Сьюзи и Сары, той самой бывшей соседки по комнате Пэм. Сара рассказывает Сьюзи о Пэм и о возможных загадочных и жутких вещах в школе. Поначалу, Сьюзи сомневается, не верит, но царящие вокруг подозрение заставляет девушку постепенно отбросить свои сомнения.
- АТМОСФЕРА, СЪЕМКА -
Школа снаружи - красно-золотое здание (фото выше) это историческое здание Haus zum Walfisch. В роли психиатрической лечебницы, возле которой Сьюзи говорила с психиатором Сары, был показан немецкий музей BMW. Сняты виды зданий просто шикарно, атмосфера передана на все сто.
Видов природы и ландшафтов в фильме почти нет. Показан то ли лес, то ли парк, куда поздним вечером сбежала Пэм, но он затенен, да и выглядит не очень реалистично, видно, что это декорация. Уличных видов также почти нет, только дворик перед историческим зданием Haus zum Walfisch.
Отдельного внимания заслуживают невероятно пугающие интерьеры в "Суспирии": обилие красного, и других ярких, но, при этом, мрачных цветов. Кому-то атмосфера танцевальной школы, комнаты и их обстановка, кажутся слишком пестрыми, цветастыми - словом, слишком неественными, но мне безумно понравилась эстетика помещений в этом фильме. Чтобы читатели и читательницы этого отзыва лучше поняли, как и почему в ужастик семидесятых получились такие интерьеры, приведу цитату из истории создания этого кино:
Все силы Ардженто (режиссёр) и Товоли (начальник операторской группы) были брошены на создание тревожной в своей крайней неестественности картинки — насыщенной чистыми основными цветами, бьющей по глазам, запутывающей зрителя/зрительницу. Пурпурные интерьеры танцевальной школы были сделаны с оглядкой на фильмы немецкого экспрессионизма, где художник-постановщик был вторым по важности человеком после режиссера.
(этот момент показан в первые 5 минут фильма, так что, спойлером это убийство не является)
Но, как-никак, у нас ужастик, где ужасы не ограничены одними только пугающими комнатами с дорогой мебелью. По сюжету, у нас происходят убийства, появляется сотня личинок (для съёмок общих планов личинок использовался рис, но для того, чтобы показать их вблизи создатели и создательницы фильма брали реальные личинки). Надо сказать, кровь в фильме показана довольно карикатурно (и по какой-то неводомой мне причине, красное вино такого же ярко-малинового оттенка, как и кровь. Я даже думала, что это розовое вино, но по сюжету оно красное), но в общую эстетику эта "малиновая жижа" вписывается отлично, так что минусом я это не считаю.
(а тут у нас то самое вино)
Отдельно отмечу шикарную музыку в этом фильме, сравнимую с саундами из странного триллера "Малхолланд драйв". В обеих картинах авторы и авторши фильмов заставляют зрителя/ницу пугаться только благодаря одной музыки: жуткой, звучной и безумно запоминающийся. Кому-то саунды из "Суспирии" кажутся слишком навящивыми, но мне они безумно понравились.
- СЮЖЕТ -
Место действия фильма у нас балетная школа, где учатся и парни, и девушки. Надо признать, что роль танца в фильме не просто на втором, а на каком-то сто втором месте. Здесь балет максимально далёк от того, чтобы быть центральной темой, как в "Чёрном лебеде", например. Помимо этого, организационные вопросы, связанные с поступлением Сьюзи в эту школу танца, также практически не прописаны - как, кто, откуда она узнала об этом учебном заведении? По сюжету, её пригласили, но как это произошло? Как администрация школы узнала о Сьюзи? Непонятно, логическая дыра какая-то
Дальше. Весь фильм нам активно нагнетали атмосферу, пугали всевозможными скримерами, чтобы в итоге сделать откровенно сьюшный финал, толком не раскрыть не единую героиню, да ещё и хоть как-то логически ничего не объяснить. Думайте сами, что на самом деле произошло, дорогие зрители и зрительницы - похоже, именно такой посыл хотели внести создатели и создательницы этого фильма в концовку. Что ж, я это не оценила.
Также я совсем не поняла морали этого фильма. Ради чего все это? Очередной мизогинный фильм в духе, "любое женское общество - клубок змей"? Иного смысла в "Суспирии" я не вижу. Я бы не стала цепляться к отсутствию как таковой морали, если бы это был хороший ужастик с нормальной логикой финалом, но поскольку это все отсутствует в "Суспирии", то мне ничего не остаётся, кроме как попробовать отыскать смысловую составляющую, которой, опять-таки, нет.
(к слову, сцены в бассейне снимали в Мюллеровских банях Мюнхена)
Из интересного - изначально фильм должен был рассказывать о приключениях девочек лет 12-13 в танцевальной школе, но режиссёру этого фильма запретили снимать сцены жестоких убийств маленьких девочек, поэтому он поднял возраст героинь до 20 лет, но сценарий оставил почти бнз изменений. Из-за этого, некоторые диалоги героинь кажутся довольно инфантильными. И, кстати говоря, в "Суспирии" полно отсылок к классическим сказкам: к той же "Белоснежке", или "Дюймовочке".
- ВЫВОДЫ -
Эстетика, музыка и актёрская игра для меня вытянул а этот фильм на тройку и даёт мне право его порекомендовать, но так, на разовый просмотр, не более того. Стильное кино, жаль, что сюжет и развитие героинь откровенно хромает, 3/5, рекомендую.
Всем спасибо, за внимание, если вам понравился этот отзыв, прошу поставить лайк и почитать мои другие рецензии на фильмы: