Опубликовано 16 Февраль, 2019 - 17:48

Про этот роман было столько разговоров, обсуждений - и язык хороший, и про нашу современную жизнь все как есть рассказывается, и герои нестандартные, а главное- что-то такое там надо разгадать, какой-то секрет, который все, конечно, успешно разгадывают что просто нельзя было удержаться и его не прочитать. И я прочитала!

Нельзя сказать, что мои ожидания не оправдались. Книга написана действительно хорошо, современным языком, много мрачной иронии, вообще атмосфера холодной, мрачной и абсурдной реальности, которая окружает гриппующих героев, передана здорово. И наша современная действительность вполне узнаваема - ну как современная, десятилетней давности примерно, когда уж шампанское было по 80 рублей?

И читать было интересно - хотя не всегда, к примеру истории о детстве Петрова-старшего, а потом о юности и его друге - писателе-неудачнике, а также о Петрове -младшем, переполненные подробным описанием мельчайших деталей, читать было тяжеловато. А вот про Петрова-старшего во взрослом возрасте и Петрову - очень даже, и легко представить себя на их месте, и мысли, и ситуации - многое узнаваемо и написано как будто с меня. Ну кроме многочисленных убийств:). В этом и есть главная ценность книги.

Но главный вопрос -в чем загадка? Или, точнее, разгадка? Видела я эти многочисленные намеки на сверхъестественные способности и бессмертие Игоря? Видела. Поняла что он Аид? Да ну нет, конечно, я и Аида-то не знаю никакого. Ну ладно, пусть Аид. Не разбираюсь я в древнегреческой мифологии, бывает. Вроде бы все скрытые в книге намёки заметила - и про аспирин, и что герои комиксов Петрова удивительно похожи на его родню, и со Снегуркой вроде понятно - а общая картина не складывается.

Даже обидно - все всё разгадали, что ж я - тупее других? Полезла в интернет посмотреть, что пишут умные люди - литературные критики, и просто знатоки.

Никакой Петровой нет — это выдумка Петрова и часть его самого. Это фантом, его раздражение, вытесненное в литературу. Не вполне азиатская внешность Петрова гротескно воплотилась в жену Нурлынису Фатхиахметовну. Чем не персонаж для комикса?

Вот, например, Николай Александров на сайте [ссылка] пишет, что Петров есть только один, а все остальные герои, включая Игоря, - это плод его воображения.

И эта версия очень правдоподобна, всё-таки Петров человек творческий, и при этом тихий, нелюдимый, вполне может жить в своём выдуманном мире. А смысл романа, по мнению Николая Александрова, в том, чтобы через этот воображаемый мир Петрова показать наш "странный, уродливый мир и зверя, притаившегося в человеке". Такая вот интерпретация.

А вот Анна Жучкова в журнале "Знамя" :

Эмоциональный и идейный стержень «Петровых…» — болезнь и смерть ребенка. Ребенок символизирует будущее. Смерть Петрова-младшего и его деловитая послежизнь — пророчество о безбудущности человечества, причина которой — нелюбовь: «…в том, чтобы сидеть возле постели и следить, как сын болеет, Петрова не видела смысла, то есть она, конечно, видела в кино, как матери сидят возле мечущегося в жару ребенка и горестно вздыхают, слышала истории в библиотеке о бессонных ночах, проведенных возле больных детей, но самой ей в те моменты, что температурящий сын ворочался во сне, издавая всякие жалкие звуки, хотелось его добить, чтобы он не страдал»

То есть, по мнению Анны Жучковой, все изначально живы, но ребенок умирает, причем не от гриппа, а он нелюбви, "ледяного ада безнадежности", который герои передают друг другу. То есть в этой версии никаких выдуманных людей, все реальны, но очень холодны и жестоки друг к другу, и мир вокруг тоже больше похож на ад. Только холодный. В этой версии.

А вот буктьюберы из сообщества "Синие занавески" в своем обсуждении выдвинули версию, что Петров тоже умер, и Аид-Игорь, как Бог загробного царства, подарил ему в благодарность такую жизнь, которую Петров сам себе придумал.

Вот так-то. А я еще переживаю, что не разгадала "Петровых". А тут и нет никакой разгадки, точнее, наоборот, куча разгадок, кто во что горазд, даже с количеством реально живых героев никакой определенности нет.

В этом, видимо, и кроется секрет успеха этой книги, такой хитрый ход автора - раскидать по всей книжке подсказочки -пасхалочки, а определенного ответа так и не дать. И пускай читатели сами себе придумывают, как все было, обсуждают, спорят, продумывают все возможные варианты. А чем больше обсуждений, тем выше популярность и покупаемость книги. И ведь сработало же - книга вошла в десятку самых продаваемых книг 2018 года согласно рейтингу Forbes Life.

Но главное в книге все-таки не то, реальные там герои или вымышленные, живые они или мертвые, а все-таки та окружающая действительность, которую мы видим глазами героев. И сравниваем с той действительностью, которая окружает нас.

Эта книга мне напомнила "Альтиста Данилова" В. Орлова, там тоже тщательное бытописание сочетается с магической изнанкой - советская жизнь периода застоя показана глазами главного героя - демона. Но в той реальности действительно было что описывать, помню, когда мне мама рассказывала, как она "доставала" какие-нибудь мандарины или торт "Птичье молоко" к Новому году, это воспринималось похлеще подвигов Геракла, тут и древнегреческая мифология была бы в тему.

Наша современная реальность выглядит куда бледнее - для Аида, пожалуй,мелковата. Тут Сальников переборщил. Но читать про неё все равно интересно - как про самого себя. Почему-то во многих рецензиях эта реальность описана уж очень мрачной и беспросветной. Но в книге всё-таки она хоть и не очень радостная, но не совсем уж безнадежная. Есть в ней место и любимой работе (все герои отзываются о своей работе и коллективе с теплотой), и искренней привязанности и поддержке (семья Петровых вполне дружная, если уж объективно говорить), и творчеству. И мир вокруг не так уж плох - абсурдный, неуютный, но по своему забавный.

Так что напоследок - еще одна цитата, тоже литературного критика Константина Мильчина (нашла на LiveLibе)

Книга прекрасна тем, что доказывает: никаких среднестатистических граждан нет, жизнь и повседневность человека, который сам, искренне, считает себя заурядным, которого никто никогда не называет по имени, который сам считает свою работу скучной, на самом деле полна чудес, скелетов в шкафу, смешного, страшного, величественного, неизведанного, потрясающего. Нет простых, все — сложные. Нет обычных, все — оригинальные. В повседневности есть волшебство. В троллейбусе есть загадка. В улице, по которой ты ходишь каждый день и которую ты искренне ненавидишь именно за то, что ходишь по ней каждый день, есть тайна.

Что в итоге? Каждый видит эту книгу по-своему. Как её воспримешь именно ты, неизвестно. Надо вначале прочитать. В этом и секрет.

Достоинства
  • Есть что обсудить после прочтения
  • Интересно читать
  • Про современную реальность
Недостатки
  • Мрачноватое чтение
Shaytanyaрекомендует
Читать все отзывы 10
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
01.12.2020
Памятуя, чем заканчивается книга, перечитайте первую главу. Встречу Петрова с Игорем у Виктора Михайловича. Тогда будет все понятно. Я сама попала в ловушку автора.
15.06.2021
а я так и не поняла - Петров в его 4-х летнем возрасте все-таки спас ребенка или нет? Снегурочке ведь после встречи с ним (липкая рука ребенка и тп) категорично была настроена на аборт
26.06.2021
там из внутренних монологов снегурочки становится ясно
Другие отзывы
Читать все отзывы 10
Смотрите также