Сейчас уже, думаю, можно попытаться "подбить" некоторые итоги по этому фильму. Положительных оценок несоизмеримо больше, отрицательнх же сущий мизер. Значит, фильм зрителям понравился. Я тут заметил интересную деталь с этим "нравится-не-нравится": даже если этот фильм кому-то и не нравится, то всё равно он как бы нравится. И только в каких-то прямо-таки исключительных случаях некоторым зрителям не понравилось в этом фильме вообще ничего.
Такое положение дел вполне естественно очень даже закономерно: простецкий фильм, без чрезмерного загруза и наворотов, с простым и понятным героем, с волшебством, с любовью, с добрым посылом и с совершенно чудесным котиком. А котики нравятся всем, ибо:
Если в вашем доме нет кота, кого ж вы любите тогда?
Правда, этот милый котик, в его тёмном прошлом, "подрабатывал" людоедом, но это не точно, и только по слухам. А если даже это и так, то котик, по ходу развития сказочного сюжета, поменял свои жизненные приоритеты, и даже поступил к кое-кому на кое-какую службу с ответственнейшим постом. Впрочем, я не стану конкретизировать и сорить спойлерами.
Была в фильме озвучена и причина такой прошлой лютости котика: непомерно долговременное проживание в одиночестве. В этом месте я кое в чём согласен: всё-таки одиночество не каждому существу идёт на пользу. Одиночество - это вообще вещь философская: кого-то одиночество может и с ума буквально свести, а кого-то одиночество может сделать добрейшим человеком.
Кардинальные изменения налицо: и чудеса (с котиком) случились не благодаря силе, шантажу, или какому-либо иному принуждению, а только благодаря простецкой душевности кое-кого из основных персонажей (не будем показывать пальцем) 👇. И ещё, благодаря знанию песен, которые вышли в народ. Ещё, может быть, потому, что дуракам простым наивным людям всё-таки везёт: отправляться к людоеду, чтобы требовать у него кое-какой артефакт, может только человек с довольно специфическим представлением о жизни.
Я тут всё ёрничать пытаюсь, но на самом деле, этот фильм мне очень понравился. Просто я как-то в унисон с увиденным пытаюсь рассуждать. И персонаж-Емеля мне очень понравился: я его попытался дураком назвать - так это не со зла и не от ненависти. Скорее, даже не дураком назвать, а дуралеем.
Даже если Емеля и был в какой-то период фильма дуралеем, он был добрым дуралеем, светлым. Емеля хоть и вымахал здоровым бугаём, но поступки его во многом оставались ребяческими. Впрочем, было бы странным ожидать от классического Емели, скажем, ломоносовских подвигов, например. Емеля - и должен быть Емелей, по крайней мере, какое-то время.
Что-то я поспешил с завершением обсуждения Кота БаюнА. Ударение именно на последний слог: так сказала та, которая "рыба моей мечты", а она-то в этом получше разбирается, так как сама из таких. Я как-то привык с детства, что нужно говорить, например, у Кота БаЮна. В этой сказке такое ударение, наверное, потому, что Кот-Баюн является хозяином баяна-самоиграна. Вроде как Кот Баюн и баян - это что-то нераздельное, и единое целое. В фильме ещё сцена была, в которой Коту БаюнУ грозила перспектива остаться без баяна-самоиграна. Видя такую перспективу, у Кота БаюнА случились буквально нервный срыв с истерикой.
В своей классической версии Кот Баюн - это персонаж из русских сказок. Его появление затерялось где-то в глубинах времени дремучей древности. Имя Баюн - от слова баюкать, убаюкивать. Кот Баюн баюкает, нагоняет сон. В фильм "По щучьему велению" многое взято из классического представления о Коте БаЮне.
Например, в его владения, в мёртвый лес, должен отправиться добрый молодец. Само собой, ни о каких баянах-самоигранах в классике речи нет, это уже, как говориться, вариации на тему...
Тему со способностями Кота БаЮна создатели фильма решили разнообразить. В фильме Кот Баюн может не только убаюкивать, но и производить действия обратные убаюкиванию. То есть, используя свой баян, Кот Баюн может заставить человека плясать буквально до упаду. Это в фильме также было продемонстрировано, и об этом говорила та, которая "рыба моей мечты".
В фильме есть сцена, в которой показано, как Кот Баюн блещет своими талантами: кое-какой группе людей придётся поплясать под
его дудку баян-самоигран. Прикольная сцена. Также в этой сцене есть смыслы: использование Кота и баяна в качестве необычного оружия, и музыка. Емеля соорудил для Кота своеобразную боевую установку, к кторой даже приделал прицел.
Получилось даже гуманно: неприятелей и недоброжелателей убивать не нужно, но им придётся поплясать до упаду. Недаром же, впоследствии, Кот Баюн был назначен кое-кем на тот самый ответственнейший пост. Музыка же в этой сцене такая, что и никакого волшебства, по моему, не нужно: ноги сами в пляс идут. Такая музыка разбудила в моей душе какие-то глубинные чувства. И всё-таки музыка пришлась не всем по душе. Например, английскому послу происходящее было явно неприятно, хотя он и строил из себя влюблённого в русскую царевну, а вот царь, Емеля и я - мы были "на одной волне".
Так... с Котом нужно заканчивать, а то уже как-то слишком растянуто получается. В оправдание хочу сказать то, что Кот Баюн такой симпатяга, а ему места в фильме как-то маловато досталось. Я думаю, что нужно отдельный фильм снимать, и фильм этот должен стать популярным.
О Емеле я уже упоминал. Добавлю кое-что. Емеля, несомненно, это главный герой фильма. И этот герой показан в фильме разным. Вначале - он дуралей, хвастун и оболтус, но по ходу развития сюжета Емеля меняется. Я не хочу сказать, что в финале Емеля стал прожжённым прагматиком и занудным умником. Просто Емеля повзрослел. Он остался таким же добродушным и простецким парнем, но к нему пришло то, что я бы назвал народной мудростью.
Актёр Никита Кологривый просто великолепно сыграл Емелю. Могу сказать, что я в первый раз увидел Емелю таким, каким он и является по своей сути: от внешности до поступков. Просто какое-то стопроцентное попадание. Даже щербины между зубами играют свою роль: они добавляют простецкости и делают образ более добродушным. Всё-таки прав был Глеб Жеглов, когда в книге "Эра милосердия" говорил о щербатости Шарапова: она добавляет простоватости.
Отец Емели. Это важный персонаж. В фильме он показан слепым. Не без неожиданных поворотов, конечно. Я предугадать всё-таки смог не всё. Отсутствие зрения у Емеленого отца - это важнейшая детать и интересный ход, с помощью которого авторы этой истории смогли показать взросление, становление, и путь Емели к зрелости как мужчины.
В фильме есть интересная сцена, где Емеля пытается вроде как "надуть" своего незрячего отца, показав ему свой неправильный рост. Вроде как: я ещё маленький, поэтому работать в кузнице мне ещё рано. А отец соглашался.
Здесь может показаться, что отец У Емели какой-то недалёкий или слабохарактерный: мол, взял бы да и "выбил" из сына-обманщика всю дурь. Только отец у Емели был по-настоящему мудрым человеком: он прекрасно понимал, что непутёвый сынуля его дурит. И рост Емели тут был не при чём: Емеля оставался "маленьким" внутренне. Емеля должен был повзрослеть сам, самостоятельно "набить шишек", и научиться совершать мужские поступки. "Заставить это делать невозможно", такое желние должно идти от души. А финал фильма многое подтверждает.
Следующий интересный персонаж - это царь-батюшка. Роман Мадьянов - мастер, поэтому и нареканий вообще никаких. Царь своеобразный, напомнил мне царя Дормидонта из мультфильма
"Приключения Алёнушки и Ерёмы". Царь из "По щучьему велению" ведёт себя, как и подобает сказочному царю.
Как-то по серьёзному относиться к его поступкам, наверное, всё-таки не стоит. Там в самом начале, история с этим баяном-самоиграном как-то не в пользу адекватности царя складывалась. И кем бы царь оказался, если бы не Емеля?
И всё-таки царь хорошее впечатление производит. Даже несмотря на то, что своим потаканием довёл дочь до того, кем она оказалась в фильме. Для начала - не нужно было дочери позволять так активно насаждать
в его царстве всё заграничное.
Дочь царя Анфиса и английский посол лорд Ротман. Парочке этих персонажей, есть большое желание, перемыть кости вместе, потому что они друг друга стоят. Они в фильме вроде как грают в любовь. Вначале может даже показаться, что любовь у них настоящая, но ход развития событий расставит всё по местам. Анфиса в этом фильме вообще, мне кажется, главная злодейка.
Наравне с её мамашей, у них это наследственное.
Посол Ротман постоянно норовит царя объегорить, а в отношении Анфисы, нетрудно догадаться, какие у него планы.
Юмор в фильме есть, и мне запомнилась одна особо юморная сцена (на мой вкус), это эпизод, где посол рассказывает Анфисе о Лондоне. На мой взгляд, остроумно, с намёками, но без пошлостей. В ладушки же поиграли, чё?
Главную героиню, та, которая "рыба моей мечты", я приберёг напоследок. Это самый необычный и красивый персонаж из всей сказки. Симпатяга - это Кот Баюн, а Василиса, она - красавица. Сюжет сказки очень интересно выстроен, и так получается, что Василиса - это и есть щука.
"Рыба же моей мечты" - это я и раньше слышал, но на этот раз увидел и в официальной аннотации, и ко мне это выражение тоже прилипло. И действительно: а почему бы и не "рыба мечты"? Это ж нифига себе: сходил на рыбалку, и такое чудо случилось.
По-моему, на этот раз в официальной аннотации Кинопоиска спойлер на спойлере. Там же и сообщается, что Василиса - это и есть щука. Там же и про любовь, и про чудо. В общем, если прочитать, то многое станет ясным наперёд. Я же аннотации перед просмотром не видел, и от фильма ожидал чего угодно (от нашего кинематографа можно ожидать любых сюрпризов). Кое-что мне, конечно, в фильме удалось предсказать, но и сюрпризов было полно.
Я лучше снова о юморе, ведь появление "рыбы моей мечты" было отображено не в совсем серьёзном ключе.
И действительно, было бы как-то негуманно, если бы Емеля поймал её на крючок буквально. А так - такой классный бабах с фонтаном произошёл... И пока вода летела, там можно было разглядеть силуэт щуки.
***
В общем, я считаю, что фильм получился удачным. История сама по себе очень интересная, и необычная.
Конечно, это по большей части детская сказка, и относиться к персонажам нужно соответственно. 6+ - такой возраст. Я думаю, что дети в этой сказке поймут всё.
И всё-таки я считаю, что эта сказка - для всех возрастов. Фильм нравится зрителям, это видно по тем же оценкам и отзывам.
У меня же, этот фильм вызвал восторг, никак не меньше. Я остался в восторге от русской души, персонажей, смысла, посыла, атмосферы, и даже от юмора. Главное же - это правильный мотивационный посыл.
После просмотра фильма хочется совершать правильные поступки, и не требовать ничего взамен. Хочется ещё больше заботиться о близких, и думать о своём отечестве.